Ступы Бурятии

Яна Куус

За исключением советского периода, когда ступы, так же как и все буддийские постройки, подверглись полному разрушению, для жителей Бурятии их белые силуэты на фоне такого разного, но всегда захватывающего пейзажа – привычная картина. Ступы можно встретить не только у храмов, но и среди сельских и городских домов, на горе и в безлюдной степи. Величественные и скромные, богато украшенные и совсем простые, окруженные постройками и открытые ветрам и солнцу, ступы бросают вызов времени и меняют пространство. Буддизм пришел в Бурятию из Монголии в XVII веке. Первые субурганы (так в Бурятии, Калмыкии, Тыве и на Алтае называют ступы) воздвигались в доступных местах – на перекрестках проезжих дорог и в местах поклонения духам – хозяевам местности, для которых впоследствии ламы писали специальные тексты-молитвы.

Долгое время передвижные войлочные юрты-храмы (некоторые из них кочевали до начала XX века) не имели своей огражденной территории. Но во времена, когда наряду с юртами начали строить отдельно стоящие буддийские храмы («дуганы») и монастырские комплексы («дацаны») сначала из дерева, потом из камня, перед бурятскими ламами встал вопрос планирования построек, в том числе субурганов. Многие ламы получали образование в Тибете и в Монголии и образцы для всего цикла работ и ритуалов, связанных с возведением ступы, заимствовали из тибетско-монгольской традиции.

К 1741 году, когда буддизм получил статус официальной религии, в Бурятии было уже 11 стационарных монастырей. К 1917 году их число возросло до 44, а малых храмов насчитывалось около 150. Рядом с каждым из них были построены субурганы. Сведения о внешнем виде большинства этих ступ утрачены.

Руководствуясь буддийским каноном, который сложился еще в Древней Индии, бурятские мастера особо подчеркивали его символику, а именно принадлежность к одному из «классических» типов ступ, символизирующих этапы жизни Будды, – лотоса, Просветления, мудрости, чудес, схождения с небес Тушита, примирения, совершенной победы, паринирваны.

Эти виды ступ составили основу бурятской традиции. Вне зависимости от события или учителя, которому посвящена ступа, почти все бурятские ступы соответствует восьми перечисленным типам. О других, не типичных, субурганах и причинах их возникновения речь пойдет далее.

Сухие строки научного анализа не могут передать вневременного духа и особой умиротворяющей атмосферы субурганов Бурятии. У неискушенного человека естественно возникают простые вопросы: что? где? когда? Попытаемся ответить на них.

Что? Или что необходимо для возведения ступы

По буддийскому канону, субурган – это хранилище священных реликвий, оставшихся от Будды и его учеников. Как во всех странах буддизма Махаяны, в Бурятии субурганы возводятся не только в честь Будды Шакьямуни, но и в знак уважения и благодарности к ушедшим учителям. Есть субурганы, связанные со знаменательными датами, а также ступы для защиты местности от стихий, болезней и т. п.

Как, например, субурган, возведенный в честь визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в 1991 году в Национальном парке «Алханай», и исцеляющая ступа в Еравнинском районе.

Решение о возведении мемориальной ступы принимается ближайшими учениками, родственниками, земляками ламы, которому она посвящена, а также членами буддийских общин (сегодня в Бурятии зарегистрировано около 60 буддийских организаций). Инициатором может стать любой человек, но само строительство осуществляется под контролем сведущего ламы.

В прошлом ступы, как и храмы, строили мастера-дарханы, получавшие специальные посвящения от высоких лам и хранившие секреты традиции, в том числе и рецепты используемых минеральных красок. Некоторые удостаивались особых званий, например «шэдитэ зурааша» – «волшебный живописец». Последние десятилетия это искусство восстанавливается, появляются новые мастера. Строитель субурганов Дондок Дашицыренов, на счету которого более сотни субурганов, за сезон успевает построить несколько десятков небольших ступ. Но большинству заказчиков приходится ждать очереди, и это несмотря на то, что подготовка всего необходимого не прерывается весь год.

После того как руководство, состоящее из мирян и буддийских лам, совместными усилиями составит план будущего субургана, в соответствии с буддийским учением, происходит закладка ступы, а по окончании всех работ – ритуал освящения. Для проведения церемоний приглашаются ламы, пользующиеся авторитетом, – настоятели близлежащих монастырей, тибетские или непальские учителя буддизма.

История строительства субурганов полна примеров поистине всенародного участия, как, например, в постройке самой знаменитой ступы Джарун-Хашор в Кижинге, одноименной и всемирно известной (она же ступа Бодхнатх) в Катманду. В то же время субурган может возникнуть благодаря усилиям жителей небольшого села или одной семьи.

Появляются все новые проекты, подчас удивляющие быстротой воплощения. Секрет кроется в самом буддийском мировоззрении. Участие в постройке ступы для буддиста – не просто личное дело, а вклад в лучшее будущее всех существ. Возможность участия в работе традиционно предоставляется каждому. Оказать поддержку (материально и физически) могут не только официальные лица, но любой желающий. В СМИ объявляется о начале возведения как больших, так и скромных по размерам ступ.

Если ступа возводится учениками как мемориал современному духовному мастеру, в нее закладываются его останки. На территории тюрьмы Выдрино на южном берегу Байкала силами учеников построено пять ступ. Перевезенный на Плоскую гору (село Усть-Орот) ближайшими учениками в 1997 году прах выдающегося буддийского практика Биндии Дандарона (скончавшегося в этом лагере) был помещен в четырехметровую Белую ступу Ваджрасаттвы, напоминающую непальские ступы.

Э. Б. Базарова в научном исследовании о ступах отмечает, что «подобные варианты не совсем традиционной архитектуры ступ появились в Бурятии относительно недавно, в частности, в связи с деятельностью на ее территории буддистов из прибалтийских республик, Украины и Белоруссии. Они привнесли свое понимание культового зодчества и строительства, и этим объясняется появление особой архитектуры ступ».

Где? Или как найти ступу в Бурятии

Решение о постройке ступы обычно определяло и ее месторасположение. Субурганы, которые располагались рядом с храмами, часто строились после смерти одного из известных лам этого монастыря и содержали его реликвии или останки.

В селе Амаланта в 1993 году появился субурган памяти всех лам Амагалантуйского дацана, пока не восстановленного. Если буддийский мастер был йогином, ступу иногда устанавливают в месте его уединенной практики. Одна из таких, необычных по форме, – Ступа Агван Силнама находится в Ламской пади – местах затворничества.

Распространенным местом для сооружения мемориального субургана является малая родина ламы, местность, где он родился. Например, в 2007 году жители маленького села Домна построили Ступу лотоса в месте рождения сразу трех знаменитых лам-земляков.

По всей Бурятии можно видеть ступы, посвященные выдающимся ламам, в местах их рождения. К ним можно отнести десятиметровую Ступу Агвану Доржиеву в Хара-Шибирь, окруженную семью ступами местным ламам, Ступу Агван Нима в Дабаата и множество им подобных. Посетив место рождения известного ламы, можно с большой вероятностью обнаружить там субурган. При этом на нем не всегда есть соответствующие надписи.

С древних времен племена Азии особо отмечали места, чем-либо выделяющиеся, – вершины гор, природные феномены, одиноко расположенные камни и деревья. На этих местах – «обо» – устраивались алтари для подношений духам – хозяевам местности. Буддизм, не отрицающий их существование, принес в Забайкалье свои ритуалы усмирения духов или подношения им. Так на месте обитания хозяев местности стали возникать субурганы, проводиться буддийские молебны.

Сейчас эти строения можно увидеть по всей Бурятии. Обычно такие субурганы не ограждаются и не имеют надписей. Но есть и «благоустроенные» обо, например, гора Челсан, где есть не только ступа, но и закрытые алтари и ряды скамеек для проведения больших молебнов.

По тибетской традиции, выбору места для субургана предшествовала серьезная подготовка: астрологические расчеты времени начала постройки должны были совпадать с другими необходимыми признаками подходящего места, изучались топография и почва. Определялись также виды материалов и другие детали. В назначенный день происходило освящение места будущей ступы. Ритуал начинался с обращения к духам местности и заканчивался помещением в землю специального сосуда – «бумбы».

Классические субурганы, созданные по образу и подобию восьми древнеиндийских ступ, заполняются текстами, изображениями, реликвиями и драгоценными предметами из Индии и Тибета. Наиболее распространены в Бурятии ступы классических типов – Просветления и Схождения с небес Тушита. Реже можно встретить ступы других классических типов. В число таких сооружений, кроме упомянутой Ступы лотоса, входят Ступа мудрости «Даши Гоман», построенная в 2004 году на границе Иркутской области и посвященная Учению Будды, Ступа долголетия «Намжал» (2003 год) в Бурхан-Баабай. Скоро к ним прибавятся Ступа примирения, закладка которой состоялась в Улан-Удэ в мае 2011 года.

Место вокруг субургана обустраивается. Обычно ступы ограждаются забором, реже – каменной стеной, иногда – скульптурами львов. Рядом можно увидеть навес и скамьи, доску для простираний и «гун-гарба» (закрытый алтарь для светильников и подношений). В некоторых монастырях, как, например, в Ацагатском дацане, ступы встроены в ограждение в соответствии с дореволюционным проектом, чудом сохранившимся в одном из музейных архивов.

Благодаря особой внешней форме и силе реликвий, меняющих энергетическую структуру пространства, с момента освящения заполненная ступа входит в число мест, благоприятных для молитв, благопожеланий и посещения не только буддистов, но всех живых существ.

Когда? Или о благоприятном времени для строительства ступ

Есть свидетельства о существовании мест сохранения реликвий еще до жизни Будды Шакьямуни. Ступостроение как буддийская традиция переживало времена расцвета и упадка в зависимости от поворотов мировой истории. Этому соответствуют и истории субурганов Забайкалья. Построенная «на века», каждая ступа проживает свою жизнь: некоторые бесследно исчезают, другие обретают новую силу в современных обстоятельствах.

До сих пор сохранились и живы легенды о старых ступах, одну из них рассказала местная сельская жительница. История отражает веру бурят в то, что и в «темные времена» ступы могут охранять сами себя и тот, кто нарушит их целостность, будь то невежественный кладоискатель или ученый-исследователь, непременно умрет. Другая легенда – о буддийской ступе на горе Баин-Тогот (гора Павлин), в которую в 1916 году ударила молния. То, что ступа необъяснимым образом распалась на четыре части, было расценено как знак надвигающегося времени упадка.

Легендарной и самой почитаемой ступой Бурятии была и остается Великая Джарун-Хашор в долине реки Кижинга. Построенная на народные деньги в 1915 году, она стала «бурятской» Бодхнатх (ступа в Катманду). Необычайная красота этой ступы, рожденная из гармонии непальского купола с глазами Будды и основания, выполненного в бурятском стиле, глубоко запечатлелась в памяти поколений.

Как только в 1990 году появилась возможность восстановления буддийских построек, все единодушно решили, что первой восстановят именно ее – великую Джарун-Хашор. Благодаря усилиям буддистов-мирян и правительства республики, в 2001 году двенадцатиметровая беломраморная ступа была возведена заново и освящена непальским ламой. Сегодня это самая большая ступа в России.

После трагического советского периода, когда буддизм пытались уничтожить, когда ламы были расстреляны и сосланы, а храмы и ступы разрушены, уже почти невозможно найти описания старых больших и малых ступ, которые в дореволюционной Бурятии исчислялись тысячами.

Сохранились сведения только о крупнейших монастырях. В частности, известно, что на территории Анинского дацана, где было 17 храмов, находилось 26 ступ. Сейчас там можно увидеть старые фундаменты ступ, большая часть которых была восстановлена еще в 1960-е годы. Здесь же находится и удивительная старая ступа с белыми лотосами на основании – творчество местного мастера. Цыван лама, один из настоятелей Кижингинского дацана, художник и архитектор, учившийся в Монголии, говорит, что такого украшения он не встречал нигде.

Несмотря на повсеместное уважение к сакральным местам и постройкам, в годы репрессий невозможно было ни сохранить ступы, ни тайно посещать их. Старожилы рассказывают – после разрушения храмов и ступ разбросанных буддийских текстов было так много, что «вся степь стала белой». Власти тщательно следили за тем, чтобы жители не собрали их заново. Только после Второй мировой войны атмосфера страха стала рассеиваться и стало возможным открытие Иволгинского дацана (расположенного в 30 километрах от столицы). На территории дацана существует несколько комплексов классических ступ, один из них посвящен Восьми Буддам Медицины.

Именно субурганы связывают учеников и буддийских учителей, вдохновляют и исцеляют раны, нанесенные войнами и репрессиями.

Недавно в Иволгинском районе, в том месте, где 75 лет находилось нетленное тело Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигэлова, была построена Ступа Жанчип. Сейчас всемирно известный феномен Итигэлова – единственное необъяснимое свидетельство возможности сохранения тела буддийским ламой после физической смерти. Однако по рассказам старых бурятских лам, еще в начале XX века десяток ступ хранили в себе тела лам, остававшихся в таком же медитативном состоянии и сидящих без опоры.

К сожалению, к 1940-м годам все эти ступы были варварски вскрыты, а тела выдающихся мастеров уничтожены. Из 6 000 официально зарегистрированных буддийских бурятских лам в 1917 году (это число всегда регламентировалось царскими указами) пережили времена массовых гонений немногие. В составе большого комплекса субурганов Иволгинского дацана есть ступа, установленная в память о тысячах лам Бурятии, репрессированных советской властью.

Начиная с 1990-х годов, восстановление храмов и строительство ступ с каждым годом происходит все интенсивнее. Уникальный по масштабу символ возрождения традиции родовых храмов – комплекс 108 ступ появился вокруг Анинского дацана (Хоринский район) в июне 2011 года. Подобное сооружение существует еще только в одном месте в мире – в старой столице Монголии Хара-Хорин. Но в отличие от монгольских субурганов, которые строились по решению и за деньги властей, каждая новая ступа Бурятии возведена на средства представителей одного из родов хори-бурят. Каждый субурган высотой 3,42 метра содержит капсулу с цифровым посланием – сообщением о сегодняшнем времени и пожеланиями потомкам, которые будут прочитаны через триста лет.

Расположенные в последовательности 13 раз по 8 классических ступ на расстоянии 12 метров друг от друга, 108 белоснежных ступ представляют собой поистине завораживающее зрелище на фоне золотистых равнин, окруженных горами. Автору этой статьи посчастливилось побывать на церемонии освящения и погрузиться в атмосферу настоящего буддийского праздника, полного искренней радости, торжественности и необыкновенного воодушевления всех присутствующих.

В заключение можно сказать, что возведение субурганов в Бурятии с каждым годом затрагивает все большее количество людей, возрождается мастерство ступостроения. Субурганов, о которые можно найти информацию в СМИ, на сегодняшний день несколько сотен, но ламы утверждают: их действительное число приближается к тысяче. В некоторых проектах, например, в проекте Ступы Будды Медицины в Маракта предусмотрено поместить внутри самой ступы информацию о том, как использовать «медицинскую» мантру. Благодаря активности буддистов из других регионов России появляются субурганы нетипичных форм, выходит все больше статей о ступах и их назначении.

Замечательно, что мы являемся свидетелями наступления благоприятного времени для восстановления и нового расцвета буддийской традиции в Забайкалье.

Этот текст был опубликован в 20 номере журнала «Буддизм.ru»