Buddha Shakyamuni (V-VI  AC) taught the way the things really are.
 
 

Main events

22.10.2017 - 22.10.2017

Sorry, this entry is only available in Russian.

14.12.2017 - 20.12.2017

Sorry, this entry is only available in Russian.

13.01.2018 - 31.01.2018

In general, the traditional pilgrimage tour will last for one month. The ...

 

Upcoming Events

 
 
Home  → Teachings  → Articles  → Buddhism in Russia  → (Russian) Буддийские памятники Казахстана

(Russian) Буддийские памятники Казахстана

 

 Алматинские краеведы проехали 1500 км в поисках сохранившихся буддийских памятников.
 
 Иван Алмазов
 

Все знают о «Капчагайских Буддах» — наскальных изображениях в урочище Тамгалы-Тас на реке Или. Принято считать, что это единственный буддийский памятник на территории Алматинской области. Многие полагают, что буддизм — абсолютно чуждое для Казахстана явление. Мы решили это проверить. В ожидании последних выходных лета, совпавших с празднованием Дня Конституции, мы с друзьями думали, как их провести — чтобы не просто проваляться под последними жаркими лучами солнца на Капчагае, а открыть для себя что-то новое и интересное. От одного нашего друга, фотографа Олега Белялова, мы слышали о так называемой «Текелийской стелле», камне с изображением буддийской символики в предгорьях Джунгарского Алатау недалеко от города Текели, и о раскопках буддийского храма в деревне Кайлык (Антоновка). Мы решили поехать в сторону озера Алаколь и по пути попытаться отыскать эти памятники буддийской истории. Три периода распространения буддизма на территории Казахстана По данным археологов и историков, в истории буддизма на территории Казахстана можно определить три основных периода. В Казахстан буддизм пришел из Индии и Китая. Этот процесс начался в середине I в. до н. э. В распространении буддизма в Средней Азии, Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в частности, парфянам, юечжи, кангюйцам, согдийцам, которые особенно активно начали проповедовать Учение Будды во II–III вв. н. э., что было связано с определенными целями Кушанского государства на Востоке. О влиянии буддизма, которое испытывали тюрки с VI в., свидетельствует Сюань Цзянь: он пишет о благожелательном отношении к этой религии кагана западных тюрок. В первой половине VII в. некоторые правители западных тюрок становятся буддистами или покровителями буддизма, причем тюрколог А. Габэн связывает это с переходом тюрок к оседлости и городской жизни. В Семиречье — домене западных тюрок, тюргешей и карлуков — этот процесс был достаточно интенсивным, о чем убедительно говорят открытые в разные годы на городищах Чуйской долины (Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском) храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стеллы с изображением буддийских персонажей и сцен. Буддизм имел распространение в Семиречье и после X–XI вв. В середине XIII в. о буддийских храмах северо-восточного Жетысу сообщает Гильом Рубрук — посол Людовика IX у монгольского хана Мункэ. В 1253 году Гильом Рубрук выехал из Лиона, пересек южнорусские и казахстанские степи, достиг Южного Казахстана и затем Семиречья. Прибыв в Жетысу, он останавливался на две недели в городе Каялык, который отождествляется с городищем Антоновка в долине реки Лепсы, — именно там Рубрук видел и описал буддийский храм. Распространение буддизма в Семиречье в этот период было связано с вторжением сюда найманов во главе с Кучлуком. Найманы в последующем стали одним из самых многочисленных родов Среднего Жуза. У Мирзы Мухаммеда Дулати в «Тарих-и Рашиди» описывается ожесточенная борьба Кучлука и гурхана каракитаев, в которой первый одержал победу. Кучлук захватил Кашгар и Хотан, его племена расселились по Эмилю и Каялыку. Видимо, к этому времени (начало XIII в.) и относится строительство храма в Каялыке. Следующий, третий этап развития буддизма в Казахстане связан с приходом сюда западных монгольских племен ойратов (калмыков). Калмыки-ламаисты строили в Казахстане храмы и монастыри. Это монастырь Аблайкит вблизи Усть-Каменогорска в предгорьях Калбинского хребта в Восточном Казахстане и Кзылкент в Кентских горах недалеко от Каркаралинска. «Текелийскую стеллу» историки также относят к третьему этапу распространения буддизма в Казахстане. Строились буддийские монастыри и в Семиречье. Так, на карте Джунгарии, составленной в 1716–1733 годах, нанесено 58 ламаистских храмов и монастырей. Основа этой карты была выполнена в конце XVII — начале XVIII вв. иезуитами, служащими при дворе цинского императора Канси, и затем дополнена шведом Ренатом, находившимся в калмыцком плену. С буддизмом Ваджраяны (тибетским буддизмом) связаны также наскальные изображения Будды и тибетские надписи. Одно из наиболее известных изображений находится на правом берегу реки Или в Капчагайском ущелье и называется Тамгалы-Тас. Это место маркирует переправу через реку Или на Великом шелковом пути. На скалах высечено три изображения: Будда Шакьямуни в период достижения Просветления; Бодхисаттва сочувствия Любящие Глаза; Будда Медицины. Кроме изображений Будды, на камнях высечены слоги буддийских мантр, главным образом ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ на тибетском языке. В 1863 году вспыхнуло антикитайское восстание дунган, которое проходило под религиозным лозунгом борьбы за ислам. Вскоре восстание перекинулось в Джунгарию. Активное участие в нем приняли уйгуры Кульджинского края. В 1864 году восстанием был охвачен весь Восточный Туркестан, были истреблены цинские гарнизоны, их крепости и поселения уничтожены, а вместе с ними разрушены буддийские храмы и монастыри. Одним из таких разрушенных монастырей был монастырь Сумбе, в 320 км восточнее города Алматы. О нем еще в 1854 году писал Ч. Валиханов. 1864 год стал верхней датой существования буддизма в Семиречье, однако наследие буддийской культуры до сих пор сохранилось в археологических памятниках. «Текелийская стелла» и городище Каялык После исторической справки вернемся к нашему автопробегу. Краеведов собралось восемь человек, и на трех автомобилях мы отправились по трассе Алматы — Оскемен в направлении Талды-Кургана. Первым пунктом для нас стал город Текели. Шел дождь. Местные жители охотно поделились с нами информацией о местонахождении Стеллы и все они были уверены в том, что она именно буддийская. Мы обнаружили стеллу в ущелье реки Кора восточнее города. Интересно, что слова «кора» с тибетского языка переводится как ритуальный обход буддийской святыни по кругу, и вокруг найденной нами стеллы была хорошо натоптанная тропа. «Теклийская стелла» — это не строение, а трехметровая скала, формой напоминающая пирамиду, на которой хорошо просматриваются выбитые буддийские изображения. Первое — изображение буддийской Ступы, олицетворяющей Ум Будды. Ступу держит в своих лапах снежный лев, который в Тибете считается самым храбрым и честным на свете животным. Второе — это знак Калачакры и его мантра. Мы развесили специально привезенные из Непала буддийские флажки и три раза по часовой стрелке обошли Ступу. После посещения стеллы погода стала резко улучшаться, и вскоре мы уже по совершенно сухой дороге, миновав Талды-Курган, Жансугуров и Саркан, приехали в деревню Кайлык (в советское время Антоновка), которую историки отождествляют со средневековым городищем Каялык. На территории и в окрестностях деревни проводилось много раскопок, начиная со времен Союза и заканчивая нашим днем. Были найдены развалины христианских, мусульманских и буддийских культовых сооружений, что говорит о толерантности средневековых жителей города и о влиянии различных культур. Нас же интересовали законсервированные остатки буддийского храма. Храм, построенный из кирпича, стоял на открытом месте. У одного нашего краеведа было «дежавю» — он вспомнил, как выглядел этот храм, хотя был в этом месте с нами впервые. Мы решили переночевать недалеко от храма на живописном берегу реки Лепсы. Половину следующего дня мы провели в дороге. Приехав на озеро Алаколь, мы весь вечер провели в беседах о судьбах буддизма в Казахстане. Казахстан всегда славился толерантностью и веротерпимостью своего народа. Возможно, одна из мировых религий вновь появится на территории Казахстана и займет достойное место среди уже существующих.

Share:

 
Subscription:
«Buddhism today»
RSS
 
 

Regional news