Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → О нас  → СМИ о нас  → Интервью с Учителями  → Другие интервью  → «У Беларуси есть потенциал в развитии буддизма». 2013 год

«У Беларуси есть потенциал в развитии буддизма». 2013 год

Интервью с кандидатом исторических наук и буддологом Еленой Леонтьевой. О выставке «Сокровища Гималаев», перспективах и Просветлении. В Минске Елена Леонтьева провела несколько лекций по истории и культуре гималайских народов на выставке «Сокровища Гималаев», а также презентовала свою новую книгу «Путеводитель по буддизму». Елена Леонтьева рассказала, как была написана энциклопедия и были ли раньше в Беларуси буддисты.

Елена Леонтьева — кандидат исторических наук, буддолог, сотрудник Института стран Востока в Москве, главный редактор журнала «Буддизм.ру» и издательства «Ориенталия».

Вы участвуете в выставке «Сокровища Гималаев». Для чего проводится эта выставка?

Выставка, которая путешествует по России и часть которой попала в Беларусь, предлагает посетителям ознакомиться с произведениями современных авторов. Выставка «Сокровища Гималаев» — не путешествующий музей, в котором хранятся артефакты, это скорее портрет художественных предметов, которые созданы учениками великих мастеров. К тому же эти произведения ни по мастерству исполнения, ни по художественной ценности не уступают тем же старинным предметам. Нынешние мастера работают по тем же канонам, что и местные азиатские художники.

На Востоке традиция живой передачи, к сожалению, вымирает. Если раньше изготовление статуй или тханок была семейной традицией (знания передавались из поколения в поколение), то теперь хороших мастеров привлекают к работе на фабриках по штамповке тех статуй, которые должны быть уникальными. Таким образом, теряется качество произведений искусства. Для того чтобы сохранить традицию «живой передачи», мастера передали знания на Запад.

Теперь у нас есть свои учителя тибетской живописи. Например, Залина Тогузаева, которая провела краткий мастер-класс по рисованию 8 символов удачи в Минске, обучалась у голландской художницы Марианны ван дер Хорст-Лем, ученицы знаменитого непальского художника Гега Ламы. В Германии также есть мастера, которые возродили уникальную тибетскую традицию изготовления глиняных скульптур.

Ваша книга «Путеводитель по буддизму» — легкая, но наполнена научными фактами. Расскажите, как вам пришла идея ее написать.

Я преподаю в Институте стран Востока в Москве. В то время, когда я почти заканчивала методичку для студентов, мне в руки попала датская иллюстрированная энциклопедия для школьников. Вот тогда и пришла мысль написать книгу, которая будет интересна не только моим студентам, но и более широкой аудитории. Книга должна была получиться такой, чтобы о буддизме людям было читать интересно, а студентам не пришлось навязывать изучать «серую» методичку. Тогда я разбавила материал в методичке историями, цитатами, стихами, иллюстрациями и географическими картами.

Какие идеи не вошли в книгу?

Из этой книги я убрала сложные философские описания. Также некоторые исторические факты, судьбы, о которых узнала позже, не вошли в данное издание. Поскольку мое главное направление — школа Кагью, то у меня есть идея написать подробную историю этой буддийской школы. Ее зачатки уже есть в книге «Марпа и история Карма Кагью: жизнеописание Марпы — переводчика в историческом контексте школы Кагью», которую написали мы с моим научным руководителем по кандидатской диссертации Валерием Андросовым.

Чем энциклопедия «Путеводитель по буддизму» может быть интересен белорусам?

У этой книги несколько функций, которую каждый увидит для себя. Если человек является ищущим в духовном пути, то показать, что есть и такой вариант духовности. Если человек не находится в поиске, то книга поможет расширить его кругозор.

Насколько я знаю, Ваша кандидатская диссертация связана с переходящими периодами в буддизме. Можно ли современные процессы перехода буддизма на Запад назвать таким периодом?

Сейчас проходят те же процессы: буддизм изучают, а его философия ассимилируются с местной культурой. Такие естественные процессы происходят со всеми мировыми религиями. Однако в отличие от других религий, в него никогда не обращали насильно, а он всегда приходил как модная философия для элиты, которую позже перенимало население. То же самое происходит и сейчас.

Какой потенциал у буддизма в Беларуси?

Беларусь — очень образованная страна. А мыслящие люди обязательно будут задумываться, для чего они живут. В этом поиске некоторые приходят к философии буддизма и смотрят, подходят им эти ответы или нет. Судя по тому, что на лекциях зал всегда заполнен, ищущих или, как минимум, интересующихся буддизмом много. Поэтому я уверена, что у Беларуси есть потенциал в развитии буддизма, однако существуют и препятствия — в стране нет официально признанной буддийской общины. Надеюсь, что в этом вопросе Беларусь обратится к российскому буддийскому опыту. В Российской федерации с 1741 года буддизм стал официально признанной, традиционной религией, а на его территории 3 буддийские республики.

Есть какие-либо данные, были ли буддисты на территории современной Беларуси?

Пока я не исследовала этот вопрос, однако уверена, что обязательно найдутся подобные примеры. Причем это были люди с необычной судьбой, потому что во все времена общество было не толерантным. Обычно такие люди попадали в интересное окружение, видели необычные стороны жизни. Другие люди, другие умы, занятия, география…

Недавно узнала прекраснейшие истории о латвийском и эстонском буддийских монахах. Во времена коммунизма, когда приближались трудные 30-е годы, им пришлось бежать на Восток, где они потом много лет обучали местных жителей буддизму. Я уверена, что интересные примеры найдутся и в Беларуси, потому что здесь много мыслящих людей, которые интересуются потенциалом ума.

Преподаватель, которая вела предмет религиоведение, говорила, что единственное учение, в котором до конца не может разобраться — это буддизм. Почему так получается, что буддизм тяжел для восприятия?

В буддизме нет догм, поэтому тяжело передавать это учение: непонятно с чего начать и чем закончить. Во-первых, буддизм на самом деле сложен для понимания, во-вторых, он мало и плохо преподается. Информация до постсоветских стран только начинает доходить. Все эти барьеры преодолеваются со временем.

Также тяжело изучать буддизм по книгам. Прослеживаются такая тенденция: буддийская литература написана либо узконаучным, либо высокопарно-религиозным языком. И то и другое сложно воспринимать, потому что в таких книгах не находишь параллелей со своей жизнью, с тем языком, на котором ты думаешь.

Как несколькими предложениями можно описать суть буддизма?

Буддизм — это учение о природе ума, утверждающее, что природа человеческого ума совершенна и богата. Это совершенство можно раскрыть для блага всех существ. Также кроме объяснений и философии буддизм дает методы, которые и ведут к раскрытию природы ума. И когда его природа постигнута полностью, означает, что буддист достиг своей цели — Просветления.


Оригинал статьи: http://yogalifejournal.com/

Сохраненная копия статьи

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Великое пламя тантр дало рождение несчетному числу достигших совершенства сиддхов в Индии, знаменитых своими способностями»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981

Новости центров