Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

20.10.2017 - 20.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Практический буддизм  → Что значит быть буддистом? Вопросы новичка

Что значит быть буддистом? Вопросы новичка

Интервью с Анатолием Соколовым

Анатолий, благодаря твоему приглашению в этом году я съездила на пхову и теперь полна желания начать самостоятельную практику. Но наверное, медитация – это не единственное, что делает человека буддистом?

В традиционном понимании буддист – это тот, кто обретает Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Именно это отличает его от приверженца какой-либо другой религии. Практически для меня это означает, что если мы считаем себя буддистами, то в каждый момент жизни стараемся вести себя именно как буддисты, то есть как те, кто идет к цели, Просветлению, посвящая этому все свои дела. Поэтому, отвечая на твой вопрос, можно сказать, что после пховы у нас наступает другая жизнь, в которой мы ежеминутно следуем Учению Будды. Это означает, что мы полностью развернули свою жизнь в другом направлении, пересмотрели свои ценности. Отныне все действия, которые мы совершаем – пьем ли мы чай, разговариваем или просто сидим, – мы совершаем так, чтобы они приближали нас к цели. И только тогда мы можем называть себя буддистами.

Каким образом обычное чаепитие может привести к Просветлению?

Во время чаепития мы можем работать над чистым видением, наслаждаясь моментом «здесь и сейчас». У каждого из нас бывают минуты, когда мы идем по улице, просто смотрим вокруг, дышим воздухом, и нам становится хорошо только от этого. А в другое время все вокруг может быть тем же – и пейзаж, и воздух, но при этом наш ум оказывается где-то в другом месте, пережевывая какие-то приятные или неприятные события, например ведя внутренние диалоги с нашим партнером или начальником, и наше состояние в этот момент будет совершенно другим. И что же меняется? Меняется наше восприятие. Будда отличается от нас именно своим восприятием действительности.

Это переживание момента «здесь и сейчас» и называется медитацией.

Это переживание момента «здесь и сейчас» и называется медитацией. То, что происходит, не может быть старым и скучным, оно может быть лишь свежим и интересным. Такой взгляд помогает нам практиковать «чистое видение», наслаждаясь каждой секундой жизни, не убегая своим умом в «там и тогда», где нас уже поджидают негативные эмоции.

Когда я медитирую дома, могу ли я допустить какую-то ошибку?

Медитации Алмазного пути, которые мы используем, построены таким образом, что ошибиться в них очень сложно, практически невозможно. Именно поэтому они передаются достаточно свободно, в отличие от некоторых тайных практик тибетского буддизма, для которых требуются специальные пояснения и условия. Конечно, если у тебя возникают сомнения в практике, всегда можно задать вопрос более опытным людям. Но в целом, если четко следовать инструкции и ничего не придумывать дополнительно, то никаких ошибок не будет. Ошибки возникают, когда люди берут какую-то практику и начинают выкидывать из нее что-то на свое усмотрение, или что-то менять в ней от себя, на основе своего предыдущего опыта. Но если мы уберем из практики все, что нам не нравится, и добавим к ней то, что нам нравится, то в итоге получится совсем другая практика, которая приведет к совершенно непредсказуемым последствиям.

Не является ли ошибкой постоянное отвлечение внимания от образов, на которых нужно концентрироваться во время медитации?

Нет, потому что это как раз и есть то явление, для работы с которым мы используем медитацию. Наша природа и привычки таковы, что ум постоянно убегает, но обычно мы считаем это нормальным явлением и даже не замечаем его. А во время медитации мы, возможно, впервые в жизни обращаем внимание на этот факт и пытаемся с ним работать. Наша поза во время медитации, повторение мантр, образ, который мы удерживаем перед внутренним взором, и четки служат тем «якорем», которым ум может зацепиться, чтобы остаться в настоящем. То есть это не ошибка, а неотъемлемая часть практики.

Насколько важно иметь дома алтарь?

Это полезно, но не необходимо. Если очень хочется, то можно поставить изображения Будда-аспектов, на которые ты сейчас медитируешь – Кармапы, Дордже Семпы, можно также повесить Древо Прибежища. Важно, чтобы на алтаре были только те Будды, на которых ты медитируешь, – от одной до пяти скульптур или изображений. Не нужно делать из алтаря выставку тибетского искусства. Кроме того, если уж у тебя есть алтарь, его нужно содержать в чистоте. Если ты не способен на это, то лучше алтаря вообще не иметь или создать его в уме. Ведь что такое алтарь, по большому счету? Это то, что помогает нам концентрироваться, напоминает нам, что мы обрели Прибежище и хотим продолжать свою практику. С другой стороны, если мы уважаем статуи и тханки, то уважаем и то, что они символизируют – то есть Просветление. А раз мы уважаем цель, то будем прилагать усилия к ее достижению. По этой же причине не стоит, например, резать изображения Будд, делать футболки с изображениями Будд и т.д.

Какие еще медитации, кроме Прибежища, я могу делать самостоятельно?

Например, медитацию на Шестнадцатого Кармапу. Перед сном можно делать «Ясный свет», если на него есть лунг. Медитация на Будду Медицины – вещь специфическая, ее стоит выполнять, когда кто-то болен. Но в принципе вполне достаточно и одного Прибежища. Ведь смысл здесь не в том, чтобы использовать огромное количество разных медитаций. Важно проделать одну медитацию многократно. Мы всю жизнь занимаемся тем, что ищем разные вещи и разные впечатления для ума, а здесь пробуем долго работать с чем-то одним – с одной мантрой, с одной медитацией. В этом и состоит особенность буддийской практики.

Как быстрее стать «своим» человеком в буддийском центре?

Туда нужно чаще приходить, чаще общаться с людьми и, может быть, предлагать свою помощь. То есть с Сангхой надо начать дружить, как и с любой другой компанией, куда ты хочешь влиться. К сожалению, некоторые буддийские центры не слишком гостеприимны к новичкам. Как-то так исторически сложилось. Есть, конечно, более либеральные центры, где еженедельно проводятся лекции для начинающих и где новичков встречают теплом и чаем. Там новым людям проще. Я замечал, что в центрах первого типа новые люди чувствуют себя неуютно и часто им приходится прилагать много собственных усилий, чтобы «стать своим человеком». Но в конце концов это все равно происходит, если ты часто приходишь в центр. На тебя начинают обращать внимание, у тебя там появляются друзья, хорошие знакомые, с которыми после медитации можно попить чай в центре или зайти в кафе.

Если я полностью закончу медитацию Прибежище, но не захочу продолжать, какой эффект окажет на меня эта практика в дальнейшем?

Будда обещал, что если ты принял Прибежище, то обязательно станешь Буддой – весь вопрос в сроках. Поэтому можно сказать, что Прибежище останется с тобой навсегда. Кроме того, в текст каждой медитации Алмазного пути «встроено» пожелание разделить полученные позитивные впечатления с другими существами. Благодаря ей все, что мы наработали в своем уме, никуда не исчезает, поскольку мы не оставляем это себе, а делимся с другими.

На пхове я дала Обет Бодхисаттвы, но не все запомнила из того, что именно пообещала. Ты не мог бы в двух словах объяснить, в чем состоит суть Обета Бодхисаттвы?

Существуют обещания, которые дают на уровне тела: не воровать, не убивать и прочие. Монахи вообще дают 254 различных обещания, которые в первую очередь связаны с хорошим поведением. Но поскольку мы взрослые, самостоятельные люди, которым не нужны ограничения и четкие инструкции «что такое хорошо и что такое плохо», нам больше подходит уровень Махаяны, где и существует Обет Бодхисаттвы. И здесь на первый план выходит мотивация – желание принести максимальную пользу максимальному количеству существ на максимально длительное время.

И здесь на первый план выходит мотивация – желание принести максимальную пользу максимальному количеству существ на максимально длительное время.

Поэтому ни одно из действий само по себе не является его нарушением. Таковым может стать, скорее, намерение причинить вред человеку, который нам не нравится. Лама Оле обычно говорит, что нарушением Обета Бодхисаттвы является утверждение: «Я никогда не помогу этому человеку, в какой бы ситуации он ни оказался». Таким образом, мы исключаем кого-то из поля своего сочувствия и тем самым нарушаем обет.

Что, если человек все же нарушает Обет Бодхисаттвы?

Он может принять его еще раз, если захочет. Все мы не совершенны и живем в обусловленном мире. Но в принципе, хорошо самостоятельно повторять этот обет несколько раз, тем самым укрепляя его. В частности, он дается после каждой сессии простираний.

Как часто нужно проходить пхову?

Достаточно одного раза в год. Это будет освежать впечатление, укреплять связь с Буддой Безграничного Света. Конечно, это не обязательно, но периодическое повторение пховы помогает не забыть о своей главной цели в повседневной суете жизни. К тому же обычно эта практика людям очень нравится.

Насколько важно следовать за Ламой Оле в его путешествиях по миру?

Это полезно, но не обязательно. Те люди, которые постоянно следуют за Учителем, нисколько не просветленнее тех, кто делает какую-то работу в буддийском центре своего города, медитирует дома и работает над собой. Однако путешествие с Ламой помогает понять, как он работает, мыслит и живет. Ведь Алмазный путь – это путь отождествления с Ламой, и для того, чтобы знать, с кем отождествляешься, нужно иногда иметь возможность понаблюдать за ним. Кроме того, любое путешествие меняет нашу картину мира, что помогает справиться со своими концепциями и стереотипами.

Что изменилось именно в тебе за 18 лет практики?

Забавно говорить о себе и своем развитии, поскольку сложно объективно посмотреть на себя со стороны. Насколько помню по реакции окружающих, я всегда был очень критичным, нетерпимым к людям. Мне не нравилось, что они плохо понимают мои слова. Потом мне пришлось осознать, что все люди разные и у каждого свой взгляд на вещи. По-своему все замечательные, у каждого есть потенциал Просветления. Когда я понял это, моя жизнь очень изменилась, в том числе и на внешнем уровне. Кроме того, выражение «здесь и сейчас» перестало быть для меня пустой фразой, а стало формулой того, как надо жить.

Потому всегда стоит помогать людям изменять что-то в уме, особенно если они просят о помощи.

Только когда перестанешь воспринимать окружающий мир как нападающий на тебя – этот человек обидел меня, а этот сделал все не так, как я хотел, – начинаешь понимать, что все люди живут своей жизнью. Многие, не сознавая этого, делают то, что может быть вредно для них самих. Потому всегда стоит помогать людям изменять что-то в уме, особенно если они просят о помощи.

Вопросы задавала Наталья БУДИЛОВА

 


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если взгляд проявляется только в словах, от него не будет никакой пользы»

Кармапа IX Вангчук Дордже, 1556–1603

Новости центров