Его Святейшество Гьялва Кармапа – глава традиции Карма Кагью. Его называют царем йогинов Тибета  
 
 

Главные события

20.11.2017 - 20.11.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Философия  → Четыре мысли. Джигме Ринпоче

Четыре мысли. Джигме Ринпоче

Лекция прочитана в Дагпо Кагью Линге в октябре 1997 года

Очень важно понимать четыре мысли, помогающие нам определяться с выбором в каждой отдельной ситуации жизни. В четырех мыслях мы вспоминаем: 1) о драгоценном человеческом теле, 2) о непостоянстве, 3) о карме и 4) о результате кармы. Четыре мысли просты и ясны, но иногда мы слишком много  думаем, у нас появляются сомнения, мы находим отговорки, чтобы не работать с ними. Это вполне нормально. Подсознательно мы не хотим видеть то, что является трудным для нас. Мы прикрываем это чем-нибудь и видим только приятную поверхность. Возьмем, к примеру, шкатулку, сделанную из дерева. Кто-то прикрывает ее красивой материей, и тогда мы не видим, что она деревянная. Часто мы поступаем сходным образом. Даже если мы видим, какова ситуация, признавать это не хочется. Мы отворачиваемся от нее или маскируем приятным разговором, приятными мыслями. Но если сломана рука, приятный разговор или кусок ткани, которым ее прикроют, не помогут. Понадобится медицинская помощь. Четыре мысли важны. В то же время они не являются причиной для пессимизма — мыслей о мучительности страдания и постоянного ощущения своей печальной участи. Правильным было бы вспоминать четыре мысли и видеть в них реальное положение вещей.

ДРАГОЦЕННАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

ПЕРВАЯ МЫСЛЬ

Первая мысль — о драгоценности человеческого тела, о том, что наша жизнь драгоценна. Мы должны стараться делать правильный выбор в любой ситуации и проживать жизнь осмысленно. 

В Учении Будды говорится: у всех существ — не только у людей — есть потенциал, чтобы стать Буддой. Но только в человеческом теле можно реализовать его. Природа Будды означает свободу ума. Отчасти реализация — это устранение запутанности. У нас есть шанс, и нельзя его упустить. Мы всегда сосредоточены на  приобретении вещей, которые временны и эфемерны. На практику почти не остается времени. Поэтому в Учении подчеркивается необходимость мыслить широко и быть дальновидным. Мы должны прилагать усилия для достижения долговременных результатов. Это очень важно. Ведь ум никогда не умрет и не растворится. Он будет продолжать существовать. Мы хотим, чтобы ум был свободен от страдания, свободен от неведения. В этом — наша цель. Жизнь важна, потому что, проживая ее, мы можем делать полезные вещи для нашего будущего.

Условия для драгоценной человеческой жизни

В соответствии с законом кармы — причины и следствия — наличие у нас человеческого тела является результатом наших предыдущих действий. Продолжая действовать осмысленно, мы снова переродимся в благоприятных условиях, способствующих практике Дхармы: рождение в месте, где соответствующие учителя передают Учение Будды; отсутствие увечий, препятствующих практике, а также то, что мы не рождаемся кем-то, не верящим ни во что, или не имеющим ничего, что имело бы смысл делать; мы обладаем сочувствием или потенциалом для развития. В «Драгоценном украшении Освобождения» Гампопа объясняет, что все эти благоприятные условия включены в понятие драгоценного человеческого рождения. У всех существ есть Будда-природа, но отсутствие условий создало бы препятствия для практики Дхармы. В другом тексте говорится, что иногда, даже если мы знаем, что полезно, и хотим развивать наш ум, нас сдерживают желания, привязанности и привычки. Это сравнимо с ситуацией, в которой на предложение очень хорошей работы в отличном районе с прекрасной квартирой, мы отказываемся, предпочитая старую тяжелую работу и трудные для жизни условия. Так происходит от невозможности отказаться от того, к чему привыкли. Из-за своих привязанностей мы не смогли оказаться в лучшей ситуации. Следует отпускать такого рода привязанности, чтобы не создавать себе препятствий.

Воспринимая наше человеческое рождение само собой разумеющимся, мы придаем важность многим вещам, но не думаем о том, что принесет действительно долговременную пользу. Когда время уже истекло, слишком поздно что-либо предпринимать. Мысли о драгоценном человеческом теле должны не угнетать, а создавать мотивацию для правильного выбора в жизненных ситуациях. Первая из четырех мыслей подготавливает нас, объясняя, почему практика Дхармы важна. Мы сами можем посмотреть на условия нашей жизни, условия жизни других людей и тех, кто уже умер. Тогда мы станем больше ценить Дхарму.

Будьте начеку и извлекайте пользу из своей драгоценной жизни

Давайте посмотрим, как размышление о драгоценности нашего человеческого рождения можно применять в повседневной жизни. Было бы неправильно просто признать, что человеческая жизнь драгоценна, а потом забыть об этом. Мы уже рассматривали, сколько условий требуется, чтобы жизнь была драгоценной. Для того чтобы в следующей жизни переродиться в столь же благоприятных условиях, следует развивать такой образ мышления и действий, который увеличивал бы наше понимание ума. Пока мы здесь,  не стоит воспринимать вещи как сами собой разумеющиеся или игнорировать их. Например, нам нравится определенная еда, которая не полезна. Понятно, что, решая игнорировать этот факт, мы все равно едим ее и думаем: большого вреда не будет, если время от времени позволять себе это. Но спустя некоторое время появляется привычка. Мы пренебрегаем осторожностью, говоря: «Да, но она мне очень нравится. Неважно…» Мы игнорируем свое знание. Так без внимания остается множество мелких вещей,  важных в качестве будущих результатов. Итак, мы снова подчеркиваем, что эта жизнь драгоценна.

Пока мы здесь, можно использовать изменчивые условия, чтобы обеспечить лучшее будущее. Нам нужно попытаться понять Учение через свой жизненный опыт и стремиться к улучшениям шаг за шагом. Применение методов и практика постепенно дадут результаты. Нельзя еще раз не подчеркнуть это, потому что иногда мы не хотим слушать или не слышим. По крайней мере, следует  избегать негативных действий, чтобы не переродиться в низших мирах. Иногда мы слышим, что используя Учение, мы можем достичь Просветления в течение одной жизни. Учение очень эффективно, но дело не в этом. Важно, что в каждом из нас есть потенциал для достижения Просветления за одну жизнь. Сознательно переродившийся учитель или практик не является кем-то особенным. Это может произойти, если человек успешно практикует методы Учения и становится способным продолжать практики в следующей жизни. Продолжать — означает не терять достигнутого развития потенциала ума. Освободиться от сансары не значит отречься от мира. На самом деле это значит освободиться от страданий и работать на благо всех живых существ.

Понятие драгоценной человеческой жизни относится не только к нашей теперешней жизни. Конечно, хотелось бы постоянно перерождаться людьми, чтобы практиковать Дхарму, пока не достигнем Просветления. Но жизнь никогда не стоит на месте — все меняется. Активность ума не прекращается. Наши действия разворачиваются во времени, как и все остальное. Однако быть связанным с движением жизни означает накапливать позитивную или негативную карму. Очень важно не тратить попусту время, потому что человеческое тело непостоянно. Непостоянство в том, что каждый час, каждая минута, каждое мгновение истекают. Это течение также подчиняется закону причины и следствия. Мы должны видеть, как оно проходит. И, не испытывая угнетенности, осознавать это видение как часть нас самих.

В начале практики у нас мало осознавания, но постепенно оно возрастает. Этот способ подготавливает наш ум и улучшает его качество. Результатом становится понимание и знание природы ума. На практике трудно придерживаться этого учения. Реальный процесс может быть сложным. Один из советов — в повседневной жизни время от времени размышлять о сказанном здесь. Нам следует думать о смысле этого, а также смотреть, как это работает во множестве разнообразных ситуаций, когда мы находимся во взаимодействии с другими людьми или животными. Нам попросту следует поддерживать осознавание. Вскоре жизнь начнет казаться не такой сложной, нам будет легче понимать ее. Такое понимание станет возникать спонтанно. 

НЕПОСТОЯНСТВО

ВТОРАЯ МЫСЛЬ

Вторая мысль о том, что мы сознательно принимаем в расчет непостоянство жизни и явлений. Поскольку мы являемся личностями, то каждый день перед нами встает большое количество ситуаций, связанных с выбором. Всегда есть много важных вещей, которые нужно сделать, но если мы решим вложить усилия в практику Дхармы, в этой жизни мы достигнем результатов, которые будут иметь долговременное значение. Мы должны решить, что практика Дхармы действительно стоящее занятие. Иначе мы все время будем ее откладывать. Так как все непостоянно, мы не должны откладывать вещи на неопределенный срок. Время не остановится ни для кого из нас. С другой стороны, действия и результаты, существующие во времени, оставляют отпечатки. Пока мы здесь, следует развивать ясность ума. Это поможет нам в бардо — периоде между уходом из этой жизни и следующим перерождением. Непостоянство можно рассматривать как продолжительность. Вещи не остаются постоянными, они продолжают изменяться, продолжают развиваться.

В «Драгоценном украшении Освобождения», в начале книги, говорится о сансаре и ее условиях. Сансара означает циклическое существование — существование, повторяющееся в циклах рождения, старения и смерти. Каждое существование может быть наполнено счастьем и (или) страданием и любое заканчивается смертью. Вскоре начинается новый цикл, и так продолжается бесконечно. Нам не нравятся страдания, и мы хотим от них избавиться. Мы ждем свободы, но никогда ее не получим, если не будем вкладывать усилия в соответствующие практики. Нужно прекратить тратить время без пользы. Дальше в книге Гампопа дает поучения о методах Освобождения. Как только мы узнаем страдание, нам естественно хочется от него избавиться. Мы понимаем условия страдания и знаем, что есть выход. Так мы определяем главную цель — Освобождение.

С помощью первых двух мыслей — о драгоценной человеческой жизни и о непостоянстве — мы понимаем возможности и значение нашего существования. С другой стороны, мы видим, что сансара — это страдание. Существуют решения и средства, которые помогают нам справляться с различными ситуациями жизни. Похоже, смерть — одно из самых сильных испытаний. Практика учит нас справляться и с ней. Понимая непостоянство, мы понимаем, что делать со смертью, подготавливаем себя, развивая ясность ума и вспоминая о страданиях, которые приносит сансара. Иногда случаются вещи, которые трудно пережить, но чаще они не настолько невыносимы. Мы привыкли к взлетам и падениям. Это так же, как с нашим желанием комфортной жизни с хорошей едой и одеждой. Мы стремимся к этой цели и осознаем, что будут препятствия, но они нас не пугают. Мы находим способы справляться с ними.

Переход из этой жизни в следующую происходит естественно и автоматически. Промежуточный период называется бардо, после него вновь наступает перерождение. Потом снова рождение, рост, жизнь и смерть. Этот цикл повторяется бесконечно. Много занимаясь практикой Учения, мы достигнем нашей цели — Освобождения или Просветления. Освобождение означает свободу от теперешних условий, от неспособности видеть ясно. Освобождение — это ясность ума. Ясный ум видит все и проходит через всевозможные условия жизни, а также через бардо. Есть возможность достичь этого, если мы следуем методам и вкладываем усилия в их практику.

Размышляйте над последствиями непостоянства

Как мы подготавливаем и строим фундамент для практики?  Следует постоянно вспоминать о смысле Учения. В Учении часто говорится о развитии осознавания тела, речи и ума, как в практике, так и в повседневной жизни. Поступая так, мы в конце концов достигнем цели. Быть в сознании значит осознавать. Четыре мысли также называют подготовительными. «Подготовительные» не означает «непременное условие». Это не значит, что мы должны пройти одну ступень, прежде чем перейти к следующей. Скорее это значит, что для понимания следующей ступени очень важна первая. Итак, говоря о непостоянстве всего, мы выходим за рамки обычного понимания, идем дальше поверхностного признания этого факта. Наоборот, мы стараемся понять смысл непостоянства, значение и влияние его на наши жизни и поступки. Мы видим непостоянство на примере нашей повседневности, осознаем и соотносимся с ним без страха, без удивления и без отговорок. Мы принимаем его как естественную сторону нашей жизни. Непостоянство — как привычка пить чай. Мы каждый день делаем это. У нас не возникает удивления — это часть повседневной жизни. Можно замечать непостоянство таким, как оно есть. Так, когда мы учимся в школе, мы не обращаем внимания на уже известный нам материал, а стараемся запомнить все незнакомое. С непостоянством дело обстоит немного по-другому. Хотя мы уже знакомы с ним, воспринимать его как само собой разумеющееся не должны. Несмотря на сложность усвоения этой темы на концептуальном уровне, мы понемногу начинаем проникать в нее. Это придаст смысл тому, что мы делаем. Очень полезно привыкать к осознаванию непостоянства, к такому взгляду. Тогда он становится привычкой нашего ума, тенденцией ума, по-тибетски pak chag, сознательной привычкой. Это то же, что и привычка одеваться каждый день. Нам знакома наша одежда. Мы носим и меняем ее каждый день. Мы стираем ее, когда она пачкается. С нашей красивой одеждой мы более аккуратны и стараемся избегать грязных поверхностей. С тем, как мы обращаемся со своей одеждой, все очень просто и ясно. У нас не возникает по этому поводу никаких сомнений. В этом нет ничего сложного.

КАРМА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

ТРЕТЬЯ И ЧЕТВЕРТАЯ МЫСЛИ 

Третья и четвертая мысли относятся к карме и ее результату. Результатом кармы является сансара, или обусловленное существование. Иногда результат кармы называют изъяном сансары.

Существует множество способов понимания кармы. То, как мы относимся к карме, похоже на предыдущий пример обращения с одеждой. Это не особенно большое дело, но мы поддерживаем осознавание и уделяем этому необходимое внимание. Мы не смогли бы избежать кармы, даже если бы захотели. Чем больше мы пытаемся избежать ситуации, тем сильнее мы в нее впутываемся, и тем более негативной она для нас становится. Нам не следует беспокоиться по ее поводу, но если мы понимаем ее значение, мы, естественно, будем осторожны. Это важно.

Карма создается нашим умом, речью и действиями. Часто мы думаем, что именно наши действия дают результат, но если бы им не предшествовала мысль, то действия или речь не возникли бы. Хорошо прочитать «Драгоценное украшение Освобождения», где ясно и подробно описывается карма и ее результат. Мы никогда не думаем, что негативные мысли приводят к негативным действиям, но у каждой мысли есть свой результат, независимо от того, воплощена она в жизнь или нет. Иногда мы совершаем действие, и ничего не происходит. Иногда мы совершаем действие, и появляется результат. В обоих случаях карма создается вне  зависимости от плодотворности нашего действия. Нейтральная ли, позитивная или негативная это карма, она полностью соответствует  нашим намерениям — нейтральным, позитивным или негативным. В Учении говорится, что это естественный и неизбежный закон кармы. Это правда кармы. Поэтому мы всегда должны осознавать свои мысли.

Если мы посмотрим на наш ум, сразу заметим, как он связан со всеми условиями кармы. Механизм ее создания одинаков для позитивной и для негативной кармы. Например, нежелание причинять вред другим — это карма. Как и желание причинять вред людям есть карма. Даже не совершая вредных действий, вы создаете негативную карму, ведь ваш ум настроен негативно. Если совершить действие, карма станет еще сильнее. Успех в причинении вреда другим приведет существо к тому, что из рассматриваемых трех случаев карма будет самой тяжелой. Просто это так работает.

Результат кармы — не приговор. Нет никого, кто судил бы каждый ваш поступок. Скорее, результат возникает естественно и спонтанно. Мы привыкли мыслить концептуально, но это немного другое. Для того чтобы описывать карму, нужен какой-то термин. Мы используем термин «закон» или «естественный закон», хотя карма не является законом в привычном смысле этого слова. Если поливать цветок, он будет жить так долго, как это возможно. Но без воды засохнет. Оба последствия естественны для цветка в силу его природы. То же происходит и с кармой. Она — своего рода наш привычный образ мышления. Если ребенок боится кого-то, он, естественно, будет прятаться от этого человека. Если он осознает свою тенденцию, то может сам попытаться преодолеть страх. В общем, для ребенка довольно нормально перестать думать ясно из-за страха. Но если он осознает страх и действительно старается видеть ситуацию, невзирая на свою тенденцию, тогда он больше станет понимать то, как функционирует его ум.

Привычные тенденции скрывают природу ума. В поучениях говорится: привычки возникают из предыдущих жизней и текущей. Наш ум функционирует через привычные тенденции. Пока трудно дать более подробное объяснение этого процесса, но если посмотреть, видно, как проявляются наши тенденции, когда мы находимся в различных ситуациях.

ЛОДЖОНГ: ЗАМЕНА

Теперь рассмотрим практику лоджонг — практику бодхичитты. Лоджонг означает замену привычных тенденций на позитивное мышление. Лоджонг подразумевает противоположное тому, к чему мы привыкли. Позитивное отношение — это состояние, которое мы вкладываем в свой ум до тех пор, пока постепенно оно не начинает проявляться спонтанно в наших мыслях и действиях. С помощью лоджонга к нам сможет прийти все, что нам нравится.

Практика лоджонг может дать два результата: уменьшение количества негативных мыслей и действий и, что еще более важно, лучшее перерождение. В бардо после смерти ум все еще сильно связан с привычными тенденциями. Тенденции, сложившиеся при жизни, возникают спонтанно, одна за другой. Для умершего сохранять контроль в бардо не легче, чем контролировать сон при жизни. Переживания в бардо и во сне довольно похожи. Если человек достиг определенного опыта в медитации, это может ему помочь.

Существует много уровней достижения в медитации. Например, когда человек засыпает, он теряет сознание за мгновение до того, как уснет. Его ум есть, но он утратил все свои связи. Даже если человек пытается увидеть промежуточное состояние между сном и пробуждением, он теряется в нем. Он засыпает и через некоторое время начинает видеть сон. Все это время он продолжает физически существовать, но не может осознавать, что происходит вокруг. Причиной этого считается недостаточное развитие сознания. И наоборот, если он может пройти весь этап, не омраченный неведением, он сможет увидеть сам процесс засыпания, переходящий в сон. Тогда сон не является неожиданностью — это просто другое состояние ума. Если человек сможет это сделать, он сам поймет, что происходит.

У непросветленного ума также могут быть позитивные тенденции. Практика лоджонг производит положительный эффект. Она помещает ум в такие условия и настроения, когда мы приносим пользу всем живым существам. Это делает ум более открытым, гибким, менее подверженным негативным эмоциям, и тогда мы больше заботимся о других.

ТРИ ВИДА ЗАТЕМНЕНИЙ, ПРИВОДЯЩИХ К СТРАДАНИЮ

Практикуя лоджонг, мы должны понимать, что все, что бы мы ни пытались увидеть, омрачается кармой в нашем уме. Из-за кармы наше понимание и знание искажены. Результатом кармы являются три вида завес, возникающих в нашем уме: первый вызван мешающими эмоциями, второй — жесткими идеями и взглядами, а третий — привычными тенденциями. Эти три вида омрачений составляют причину страдания всех живых существ. Все мы можем видеть страдания вокруг нас. Даже если мы сейчас не замечаем страдания вблизи нас, мы знаем, что есть люди, которые страдают в других странах. Мы также знаем о страдании животных. Это очевидно. Мы начинаем с чувства беспокойства о других, и постепенно наше беспокойство перерастет в любовь и сочувствие. Это значит связать наше сознание с любовью и сочувствием на благо всех живых существ. Мы практикуем лоджонг именно для того, чтобы установить связь с любовью и сочувствием. Наша мотивация не должна основываться на страхе или отвращении к страданию или на том, что мы пытаемся найти выход. Наша мотивация — это забота обо всех живых существах. Вначале наши забота и сочувствие могут быть только мыслью. Со временем, когда мы сможем видеть все больше и больше, это станет привычкой нашего ума. Тогда мы поймем точное значение практики лоджонг.

Возьмем пример: вы смотрите телевизор. Вы видите — существует много страдания, становится немного жаль, но не возникает сильных чувств по этому поводу. Эта жалость — только мысль. Но если бы страдания происходили рядом, переживания были бы гораздо сильнее. Итак, мы начинаем думать о других на уровне идеи. Постепенно стараемся стать более конкретными, пока не поймем, что в действительности это значит — заботиться о других. Мы проявляем заботу, не оценивая. Мы знаем, что основной причиной страдания является неведение, а потом уже омрачения. Действуя под влиянием предвзятого отношения, негативных эмоций и (или) привычных тенденций, мы создаем причины для собственных страданий. Пока ум не натренирован, нужно понимать этот основополагающий принцип и проверять искренность своей мотивации. Иногда у людей возникают другие причины для тренировки ума. Для них это может быть всего лишь еще одной техникой упражнения ума.

Часто мы придаем большое значение результату, в то время как средства и способы его достижения не так важны для нас. Например, нужно сделать стол. Не слишком много думая об инструментах, вы концентрируетесь на результате, который представляет собой стол. Когда стол готов, мы откладываем инструменты в сторону, и они больше не важны для нас. С практикой Дхармы дело обстоит не так. Все условия, которые мы создаем на пути, важны.

Взращивание любви и сочувствия от начала и до конца является важным условием. Мы начинаем нашу ежедневную практику с того, что развиваем чувство заботы обо всех живых существах, делая пожелания. Наша практика также заканчивается пожеланиями. Мы желаем всего, что полезно всем чувствующим существам.

Существует традиционная форма пожелания, которая состоит из четырех строк, направленных на всех без исключения живых существ. В первых двух строках мы желаем, чтобы у всех существ было счастье и причины для счастья, мы желаем, чтобы они были свободны от страдания и причин страдания. Такие пожелания мы делаем на относительном уровне. На абсолютном уровне мы желаем им постичь природу ума и таким образом освободиться от страданий. Эти основные пожелания должны предшествовать любой нашей практике. Они не просто техническое упражнение; лоджонг — это доброжелательный настрой, который мы искренне стараемся принять в свое сердце. Иначе наши пожелания и практика ограничатся только словами. Не следует чувствовать себя обязанными делать пожелания. Мы уделяем время для искренних пожеланий всем живым существам до тех пор, пока наша искренность не станет привычной тенденцией. Эта тенденция, безусловно, является позитивной.

Итак, во-первых, мы желаем, чтобы у всех существ была причина для счастья. Далее мы желаем, чтобы они были свободны от причин страдания. Причина происходит из кармы — действия и результата. Это относится ко всем существам — включая самого делающего пожелания. В-третьих, мы желаем, чтобы существа никогда не отдалялись от высшего счастья, в котором нет страданий. Ум, неотделимый от счастья, — это ум без отвлечений. Если ум отвлекается, в нем нет покоя. Мы желаем каждому достичь состояния безграничной радости. Это значит достичь состояния ума, свободного от страданий. Это также включает свободу от неведения.

Существует состояние ума, которое называется равностность. Равностность довольно сложно объяснить, ее можно понять неправильно. Она указывает на состояние ума, в котором нет разделения на себя и других. Равностность подразумевает ясный ум, свободный от беспокойства, подобный уму Будды. Так мы подходим к четвертой строке, в которой выражается желание, чтобы все существа пребывали в состоянии равностности, без привязанности к одним и неприязни к другим.

Мы все согласны с тем, что любовь и сочувствие — прекрасные качества. Нам предложено действовать из любви и сочувствия. Мы видим их важность и пользу для других существ. Может пройти много времени, прежде чем мы действительно увидим результаты. Это так же, как с нашими попытками найти причину тревожащих эмоций. Мы приостанавливаемся и действительно пытаемся увидеть связи и взаимодействия. Когда однажды мы сами увидим причины наших омрачений, сможем понять их и в других. Таким же образом придет понимание равностности — как результат знания способа функционирования нашего собственного ума.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Не понимая, что значит покоиться без центра и границ, ты похож на слепого, пытающегося любоваться пейзажем. Так никогда не постичь истину»

Наропа, 956–1040

Новости центров