Будда Шакьямуни (V-VI до н.э.) учил, каким все является на самом деле
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

26.07.2017 - 21.08.2017

Летом 2017 года Eго Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже посетит три европейских страны, ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в России  → Буддизм в Поволжье

Буддизм в Поволжье

Наталья Перла (Тольятти), куратор выставок «Тибет-Поволжье»

 Исторические корни буддизма в Поволжье 

Благодаря тому, что Волга с древнейших времен являлась торговым путем, на территории Поволжья соединялись различные культуры и мировоззрения. Среди них был и буддизм. Носителями буддизма оказались совершенно разные народы в различные исторические периоды: гунны, тюрки, китайцы, монголы, калмыки и др.

На основе исторических и археологических свидетельств можно выделить пять периодов в истории буддизма в Поволжье:

 - древний;

 - период первого государства — Волжской Булгарии, IX–XIV вв.;

 - период Золотой Орды, нач. XIII–XV вв.;

 - калмыцкий период XVII–XIX вв.: Калмыцкое ханство и Ставропольское ведомство;

 - современный период  XX–XXI вв.

Древний период

Тюркские кочевые племена начали переселение в Поволжье с юго-запада начиная со второй половины VII века. Буддизму следовали тюркские племена уйгуров, киданей, енисейских кыргызов, согдийцев. До исламизации IX–X вв. среди них преобладала Махаяна.

Волжская Булгария (IX–XIII вв.)

Это первое государство в Поволжье возникло тысячу лет назад, на рубеже IX–X вв. Длительное время оно являлось единственным развитым средневековым государством на крайнем востоке Европы. Оно располагалось на территории современной Чувашии, до Самарской Луки. В Самарском крае проходила ее южная граница. Основное население составляли булгары — выходцы из Приазовья, подчинившие себе местные тюркские и финно-угорские племена. Это было многонациональное, густонаселенное государство, которое вело торговлю с Древней Русью, народами Прибалтики, варягами, южными и восточными странами — Ираном, Средней Азией, Хорезмом, Китаем и странами Европы. Волжская Булгария стала центром торговли Волжского пути.

В 922 году съезд булгарских племен принял ислам в качестве государственной религии. Однако волжские булгары могли исповедовать и другие религии. В столице, Булгаре, сохранялся буддийский квартал, хотя вопрос о том, как он выглядел и какой буддизм исповедовали его жители, пока остается открытым.

Волжская Булгария процветала на протяжении столетий, пока не была разорена монголами в начале XIII века. Впоследствии она вошла в состав Улуса Джучи, известного сегодня как Золотая Орда.

Золотая Орда (1224 – нач. XVI в.)

Золотая орда также была многонациональным государством. В период его образования буддизм исповедовали уйгуры, кунгираты, кидани, найманы и тангуты. В Нижнем Поволжье известен ряд захоронений с признаками буддийской обрядности.

 

Калмыцкий период

Калмыцкое ханство и Ставропольское ведомство

О существовании буддизма в Поволжье принято с уверенностью говорить применительно к началу XVII века в связи с последней волной кочевников из Центральной Азии — ойрат-монголов, западной ветви монгольского этноса, образовавшейся путем консолидации родственных этнических групп: чоросов, торгоутов, хошоутов, дербетов. Их стали называть волжскими калмыками.

7 февраля 1608 года состоялась встреча ойратских послов с царем Василием Шуйским в Москве, и был заключен договор о вхождении ойратов в состав Российского государства. В XVII веке в Россию прикочевало от 240 до 300 тысяч человек. Калмыки пришли со своей социальной структурой, системой управления и буддийским мировоззрением. В 1640 году было принято Великое Степное Уложение, регулировавшее правовые отношения, среди прочего закреплявшее тибетский буддизм как религию ойрат-калмыков, которые со времен прихода их в Россию не прерывали отношений с Тибетом. Они принесли с собой собственные национальные традиции буддизма.

Второй Кармапа - Карма Пакши

Второй Кармапа — Карма Пакши

Несмотря на то, что наибольшее распространение у волжских калмыков, как и в Тибете, с XVII века получила традиция Гелуг, у них оставались также передачи школ Сакья и Кагью (ойраты, предки калмыков, получили серию посвящений и поучений у Второго Кармапы Карма Пакши в XIII веке).

В Поволжье было образовано первое и единственное буддийское государственное образование в Европе — Калмыцкое ханство, существовавшее c 1640 по 1771 г. на правах российской автономии. Территория Калмыцкого ханства была «плавающей», она определялась границами кочевий калмыцких племен на Нижней и Средней  Волге и Северном Прикаспии: на юге — до реки Терек, на севере — до реки Самары, на западе — до реки Дон и на востоке — до реки Яик (Урал).

В 1655 году Далай-лама V пожаловал тайше Шукур-Дайчину (второму главному тайше калмыков) титул хана. Шукур-Дайчин признал протекторат русского царя, при нем было юридически оформлено добровольное вхождение калмыков в состав Российского государства.

В период с 1737 по 1842 г. и северные территории современной Самарской области стали заселяться калмыками. Для них был основан Ставрополь-на-Волге (современный г. Тольятти) и ряд поселений, входивших в Ставропольское ведомство.

Проживавших здесь волжских и джунгарских калмыков стали называть ставропольскими. Эти калмыки были формально крещены, но продолжали исповедовать буддизм. Известно, что среди них оказались и восемь пожилых джунгарских лам, передававших Учение Будды новым поколениям. Об этом свидетельствует экспозиция, посвященная истории города в Тольяттинском краеведческом музее, где есть витрина с буддийскими культовыми предметами калмыков.

Следы бытования тантрических обрядов Ваджраяны среди калмыков XVII–XIX веков обнаруживаются в Самарской области в виде предметов буддийского культа. Часть из них упомянута в архивах Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. Алабина (СОИКМ). Они дошли до нашего времени, в том числе и благодаря православным священнослужителям XIX века, которые сохранили и передали буддийские реликвии в формирующийся фонд музея, что стало историческим примером толерантности  и взаимодействия культур. 

Часть артефактов буддийской истории XVII–XIX веков можно увидеть в экспозициях и фондах Самарского областного историко-краеведческого музея (СОИКМ) и Краеведческого музея г. Тольятти (бывший Ставрополь-на-Волге).

Редкое изображение Будды Вайрочаны в виде бронзовой статуэтки размером 19х11х6 см, покрытой золотой краской, находится в постоянной экспозиции Краеведческого музея г. Тольятти. Среди местных историков оно известно как «Улыбающийся Будда» и было обнаружено случайно одним из жителей Тольятти при земляных работах в последней четверти  XX века.

В фонде СОИКМ представлены семь предметов буддийского культа из калмыцкого наследия: 

- статуя Чакрасамвары, относящегося к ануттара-йога-тантре (высшему классу  тантры), бронза, литье, 44х46 см; 

- статуя Будды Вайрочаны;

- статуи Будды грядущих времен Майтрейи и Бодхисаттвы Падмапани 

- фрагмент статуи Бодхисаттвы 


А также уникальная находка XX века — крышка тантрической чаши XVIII века, обнаруженная на глубине 1,5 м в Самаре при прокладке труб. 

Все эти буддийские предметы и изображения, обнаруженные в Самарском крае, относятся к Ваджраяне. Часть из них не атрибутирована, другая датируется второй половиной XVIII —XIX веков,  периодом разгрома Джунгарского ханства и бегства джунгарских ойратов в Россию (1755–1758 гг.) с последующей формальной процедурой крещения и переводом в Ставрополь-на-Волге (г. Тольятти).

Обнаруженные предметы буддийского культа свидетельствуют о знании глубоких учений буддийской тантры (см. Сборник «Буддизм Ваджраяны», 2012, ст. Зудиной, Перла).

Калмыцкие ханы были лояльны России и участвовали в большинстве крупных войн Российской империи, заботясь при этом и об интересах ханства. С XVIII века калмыки успешно служили государству в качестве калмыцких казаков, участвовали в войне 1812 года, где проявили себя героями. В честь победы над войсками Наполеона на берегу Волги был воздвигнут буддийский храм — Хошоутовский хурул (Астраханская область). 

В советский период буддизм был уничтожен, а калмыцкий народ депортирован. После реабилитации в 1957 году Республика Калмыкия была восстановлена, но уже на меньшей территории. Буддизм в Калмыкии стал возрождаться начиная с 90-хгодов XX века. Сейчас Калмыкия широко известна как одна из трех традиционных буддийских республик России.

 

Возрождение буддизма в Поволжье.

Современное состоянии

В XX веке буддизм охватил страны Запада — Европу и оба Американских континента. Его стали исповедовать шире и в России, не только в буддийских регионах — Бурятии, Тыве и Калмыкии, но и за их пределами. Сейчас в каждом крупном городе есть Дхарма-центры той или иной традиции. Наибольшее распространение получил традиционный тибетский буддизм традиций Гелуг, Кагью, Дзогчен, есть последователи традиций Ньингма и Сакья. 

При этом вся буддийская архитектура в Поволжье по-прежнему существует в рамках традиций тибетского буддизма. В Нижнем и Среднем Поволжье активно восстанавливаются и строятся храмы и ступы. Реставрируется самый ранний из сохранившихся буддийских храмов в Поволжье — Хошоутовский хурул в с. Речное Хараболинского р-на Астраханской области, построенный в первой половине XIX века в честь победы в войне 1812 года над Наполеоном.

В буддийской республике Калмыкия сейчас действует 25 буддийских хурулов (монастырских комплексов) и храмов. Самый знаменитый и крупнейший в Европе — Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

В Среднем Поволжье в начале XXI века возведены две ступы. Ступа Просветления в Самаре создавалась калмыками, последователями Гелуг, при поддержке жителей города, в Тибетском зале выставочного центра «Радуга».

В 1991 году благодаря ученику Шестнадцатого Кармапы  датчанину Ламе Оле Нидалу в Поволжье пришла новая волна буддизма. Мирская, ориентированная на современность традиция Карма Кагью нашла свои исторические корни в Поволжье и быстро набрала популярность среди образованной, идеалистически настроенной молодежи. Во многих городах на Волге возникли буддийские центры Карма Кагью: в Астрахани, Волгограде, Самаре, Тольятти, Ульяновске, Нижнем Новгороде и др. В 2012 году состоялась инаугурация Ступы Просветления, построенной учениками Ламы Оле Нидала в ретритном центре поселка Морки Республики Марий-Эл.

Библиография
Алабин 1895 — Алабин П.В. Древности, найденные в Самарской губернии и хранящиеся в самарском публичном музее. Самара. 1895. С.13.
Великие учителя Кагью: драгоценная сокровищница великого собрания жизнеописаний Кагью, перевод Кхенпо Кёнчога Гьялцена. СПб, 2002.
Войтов, Тихменева-Позднеева 2001 – Войтов В.Е., Тихменева-Позднеева Н.А. А.М.Позднеев и его Восточная коллекция. Самара, 2001.
Джунджузов 2009 – Джунджузов С.В. Истоки «буддийского инакомыслия», или почему оренбургские калмыки не стали христианами //Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность». СПб, 2009. С. 321-331.
Джунджузов 2011 – Джунджузов С.В. Калмыки в Среднем Поволжье и на Южном Урале (середина 30-х годов XVIII- первая четверть XX века). Оренбург, 2011.
Зудина 1998 – Зудина В.Н. Археологические древности Южного Средневолжья. Самара, 1998.
Зудина, Перла 2009 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю. Тибетский буддизм в Самарском крае: история и современность // Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность». СПб, 2009. С.418-429.
Зудина, Перла 2012 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю. Следы тибето-монгольской ветви буддизма Махаяны и Ваджраяны в Самарском крае в XVII-XIX вв //Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию». СПб, 2012. С. 353-370.
Зудина, Перла 2012 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю. Ставропольские калмыки и буддизм в пространстве юго-восточного фронтира Европейской России в XVIII-XIX вв. (к вопросу о сохранении традиционной веры) //Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия: история. №8/2 (99). Самара, 2012. С.87-101.
Зудина, Перла 2013 – Зудина В.Н., Перла Н.Ю. Тибетский буддизм в образовательном пространстве Самарского региона//Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: исторический дискурс и сопредельные культуры». М, 2013. С. 427-434.
Зудина 2013 – Зудина В.Н. Сведения об ойратско-калмыцком буддизме, собранные физической экспедицией Императорской Академии наук в 1768-1774 годах на российских территориях // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия: история, социология. №8/2 (109). Самара, 2013. С. 38-55.
Китинов 2004 – Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.). М., 2004.
Китинов 2009 – Китинов Б.У. Государство и религии Каспия: цивилизационный феномен тибетского буддизма//Доклад в сборнике научно-практической конференции «Буддизм Ваджраяны в России: история и современность». СПб, 2009. С.331-335.
Классика Самарского краеведения 2007, 3 — Классика Самарского краеведения. Антология. Выпуск 3. К.П.Головкин. Самара в конце XVIII-начале XX вв.// Под научн. редакцией Кабытова П.С. и Дубмана Э.Л., Самара, 2007.
Костюков В.П. Буддизм в культуре Золотой Орды //Тюркологический сборник 2007-2008: История и культура тюркских народов России и сопредельных стран. М. Изд-во «Восточная литература» РАН, 2009.
Крамарева 2005 – Крамарева И.В. Загадочная находка: к атрибуции крышки буддийской капалы// Из истории музейных коллекций. Выпуск 2. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В.Алабина, Самара 2005, с.50-54.
Леонтьева 2007 – Леонтьева Е.В. Индийские корни буддийской традиции Кагью и ее тибетские основоположники // Восток, №6. Москва, 2007.
Овсянников В. А. Ставрополь — Тольятти. Страницы истории. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997.
Орлова К.В. Проблема христианизации калмыков в контексте внутренней и внешней политики России (середина XVII – начало XX вв.) //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва, 2006
Тепикин А.В. Ставропольские калмыки – первые буддисты Среднего Поволжья // Буддийская культура и мировая цивилизация: Материалы Третьей Российской научной конференции, 22-26 сентября 2003 г. Элиста, 2003. С. 182 – 186.
Федоров Н.М. Указатель предметов, хранящихся в Самарском Публичном музее. Самара, 1898 г.
Шантаев 2004 — Шантаев Б.А. Школа Карма Кагью у калмыков: этапы истории, современное состояние// Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста: АПП «Джангар»,2004,С.144-150.
Источники
Научный архив СОИКМ. Ф.4374. О.2. Д. 10. Книга учета №1 поступлений экспонатов в музей с № 1 по 140447, заполнявшаяся с октября 1922 по 15 января 1936 гг.
Научный архив СОИКМ., Ф. VIII.6.4. №878-879; №982. По дневникам 1924, 1928 гг.
Отчеты Александровской Публичной библиотеки в г. Самара за 1887, 1888, 1890, 1893, 1894гг.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Наши действия становятся положительными или отрицательными в зависимости от наших намерений – так кристалл принимает цвет фона, на котором лежит»

Дилго Кхьенце Ринпоче, 1910–1991

Новости центров