Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

11.03.2017 - 01.09.2017

Расписание медитационных курсов и встреч составлено до августа месяца включительно...   23-26 марта — ...

26.07.2017 - 21.08.2017

Летом 2017 года Eго Святейшество Семнадцатый Кармапа Тхае Дордже посетит три европейских страны, ...

 

Ближайшие события

28.03.2017
Волгоград
29.03.2017
Волгоград
05.04.2017 - 07.04.2017
Нижний Новгород
09.04.2017
Йошкар-Ола
10.04.2017 - 11.04.2017
Казань
12.04.2017 - 13.04.2017
Ульяновск
14.04.2017 - 15.04.2017
Тольятти
16.04.2017 - 17.04.2017
Самара
16.04.2017 - 17.04.2017
Самара
18.04.2017 - 19.04.2017
Саратов
 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в России  → Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России (VII–XIII вв.)

Буддийские цивилизации на территории Дальнего Востока России (VII–XIII вв.)

Александра Третьякова

 
 
 

Россия на протяжении всей своей истории была полиэтническим,  многоязыковым государством, где смешивались различные культуры, народы и религии. И с ростом числа географических открытий эти тенденции только усиливались. Поэтому термин «русские» часто вызывает улыбку у наших соотечественников, которые не в состоянии определить все ингредиенты своего генетического коктейля. Дальний Восток был самым поздним из географических трофеев России. И менее изученным. Его значение всегда было сырьевым, что рождало небрежное отношение к культуре и истории этого региона. Мало кто знаком с тем фактом, что Дальний Восток России был родиной двух великих азиатских государств — Бохая и, позже, Цзинь (государства чжурчжэней), процветавших тысячелетие назад. Именно великих. Речь идет не о варварских кочевых племенах, населявших Монголию, Сибирь, Поволжье, но о высокоразвитых буддийских культурах.

Существует устойчивый миф, что буддийская традиция на территории современной России началась с Тувы, Бурятии и Калмыкии (IX–XIII вв.). Однако если придерживаться версии, что Дальний Восток тоже часть России, то история отсылает нас в далекий VII век, еще до крещения Киевской Руси. Но, поскольку Дальний Восток России стал домом для славянских переселенцев всего лишь лет 200 назад, к тому времени не осталось и следа от великих культур бохайцев и чжурчжэней, пять столетий потрясавших Дальний Восток. Проблема в преемственности культуры.

Итак, первые свидетельства о существовании буддизма как религиозной системы на территории современной России относятся к VII в. н. э. и связаны с государством Бохай (Цветущее). Однако имеются исторические сведения о том, что первые знакомства дальневосточных племен с буддизмом в виде отдельных артефактов приходятся на период распространения этой религии в Китае и Корее, то есть на I–IV вв. Этот факт подтверждается наличием в погребениях Корсаковского могильника на реке Амур, относящихся к I–II в. н. э., статуэтки Будды и фрагментов сосудов с изображениями цветков лотоса. Конечно, это не говорит о присутствии буддизма как религиозной системы; вероятнее всего, это следствие культурного влияния центральноазиатского региона на территорию Приамурья во II тысячелетии. О том, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период, практически ничего не известно. Можно предположить, что это было одно из ответвлений Махаяны, получившей распространение в I–IV вв. в Китае и Корее.

Государство Бохай (698–926) включало в себя территории современного Приморского края, Приамурье, Северную Корею, а так же значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В отличие от ближайших соседей, Бохай был независимым от Китая государством, что свидетельствует об экономической и военной мощи королевства. Государство имело развитую административную систему. Территория делилась на 5 столиц, 15 округов, 62 префектуры, 125 уездов. Идея пяти столиц уходит корнями в дальневосточную систему гармонии пяти элементов (металл, вода, дерево, огонь, земля). Во главе государства стоял кэду (король), указы которого имели силу закона. Исполнительная власть была сосредоточена в шести министерствах. Для вступления в чин госслужащие были обязаны сдавать экзамены.

В государстве имелась сильная армия, а бохайская панцирная конница не знала себе равных. К тому же Бохай обладал мощным военно-морским и торговым флотом. Крупным морским портом на территории приморского края было, например, Краскинское городище (Хасанский район).

В VIII–IX вв. Бохай был сложившимся мощным государством, установившим обширные торговые и политические связи как с ближайшими соседями — Китаем, Кореей и Японией, так и с более отдаленными территориями. Для осуществления регулярных торговых связей с тюрко- и монголоязычными народами Южной Сибири и даже ираноязычными народами Средней Азии была создана Соболья дорога (севернее Великого шелкового пути), по всей длине которой существовали торгово-ремесленные колонии.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что это была богатая, самобытная, высокоразвитая культура со своими ремесленными традициями, наукой и искусством.

Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись бохайцами на внешний рынок, в том числе в Китай и Японию. Были развиты ремесленные производства — металлургия и металлообработка, изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее, ювелирное дело.

В средневековой Азии Бохай имел репутацию просвещенного королевства. Это подтверждает цитата русского востоковеда XIX в. В. Горского: «Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых». Бохай славился своими учеными, философами и поэтами. В городах строились библиотеки и университеты, в сельской местности открывались школы, где молодежь обучали грамоте. В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Это потрясающий факт, который указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы. Для сравнения, в Европе общеобразовательная система появилась десятью веками позже. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность.

Культура Бохая была открыта для внедрения элементов из других культур и стран. Но, конечно, в области культурных влияний и заимствований существовала и обратная связь. В Японии и Китае высоко ценилась бохайская музыка и поэзия. Так, например, японцы переняли у бохайцев особый жанр театрального представления — «бокай гаку», который исполнялся еще в прошлом столетии. У них же японцы позаимствовали миниатюрные скульптурки нэцкэ (хотя есть версия, что это результат более позднего влияния чжурчжэней). В исторических японских записях сохранились стихотворные буддийские молитвы бохайцев. В тех же источниках содержатся описания спортивных состязаний бохайских и японских лучников: «В 822 году прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло». Кстати, этот вид спорта был широко известен и популярен в Азии того периода.

Исследования археологов свидетельствуют о том, что в VIII веке буддизм стал доминирующей  религией на территории Бохая, и произошло это при поддержке государства. Хотя в обществе сохранялись традиции шаманизма, даосизма и конфуцианства.  Как китайское влияние, буддизм в начале получил распространение среди знати и чиновников, но в дальнейшем вытеснил шаманизм, став, по сути, государственной религией.

В этот период здесь активно строятся буддийские храмы и монастыри. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода: в Краскинском городище Хасанского района, а также в Уссурийском районе — Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский. При  раскопках обнаружено много целых и фрагментированных статуэток Будды  из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины.

В летописях отмечено, что в начале IX в. среди подношений Бохая китайскому двору были посланы две буддийские статуи, изготовленные в Бохае из серебра и золота. По мнению японских ученых, в архитектуре бохайских храмов Приморья есть очень много общего с подобными сооружениями, встречающимися в Индии и Центральной Азии. Помимо Китая появлению буддизма в Бохае способствовали и другие соседи: Корея и кидани (государство Ляо), поэтому вероятней всего, бохайцы практиковали Махаяну, что подтверждает и анализ артефактов, найденных при раскопках храмов.

Бохай просуществовал всего двести лет. Это было первое государство на территории Приморья. Его существование способствовало социально-экономическому и культурному прогрессу во всем регионе. Именно государство Бохай заложило предпосылки для  возникновения Маньчжурского государства и Золотой империи чжурчжэней.

В начале Х в. юго-западные соседи бохайцев — кочевники кидани — начали набирать силу и активно завоевывать соседние территории. Двадцатилетняя война ослабила бохайцев, и в 926 году кидани смогли сломить их сопротивление. На месте бохайских руин они создали свое королевство (Восточный Дань). После падения Бохая часть его населения ассимилировалась с киданями и осталась на своих территориях, а  часть объединилась с чжурчжэнями и другими тунгусо-маньчжурскими народами. Это новообразование получило название «чжурчжэни» (непокорный народ).

Почти двести лет продолжалось противостояние между киданями и чжурчжэнями. В конце концов «непокорному народу» удалось не только разгромить киданей, но и отвоевать часть Китайской империи. Надо отметить, что кидани тоже были буддистами. Есть научное утверждение, что наследники бохайской культуры — чжурчжэни — переняли буддизм именно у киданей.

Цзинь

Государство Цзинь (1115-1234) было хозяином на территориях Приморья, Приамурья, Маньчжурии, Восточной Монголии, Северном и Центральном Китае. Китайская империя в этот период была фактически под управлением чжурчжэньской династии. Для Китая это малоприятный факт. Да и современные историки предпочитают его игнорировать, рассматривая цзиньскую династию как одну из китайских династий, и списывая все научные и культурные достижения этого периода в пользу Китая. А достижений было немало: чугун, порох, бумажные деньги. Все эти чжурчжэньские изобретения с успехом используются по сей день – и не только в Азии.

Но вернемся к истории. Цзинь, безусловно, была наследницей Бохайской культуры, добившись еще большего в сферах экономики, культуры и внешнеполитического влияния. От Бохая была перенята и система исполнительной власти (6 министерств), и административно территориальное деление (5 столиц). Чжурчжэни так же, как и бохайцы, уважали чиновников, и госслужба была здесь в большом почете.

Император Цзинь

Император Цзинь

Как писали знаменитые друзья Маркс и Энгельс, «производственная деятельность является основой для формирования культуры любого народа». И с этим не поспоришь. Большому государству необходимы большие ресурсы. После завоевания Китая земледелие стало основным видом хозяйственной деятельности чжурчжэней. Северо-Китайская равнина отличалась плодородной почвой и достаточно мягким климатом, и это обеспечивало большую концентрацию земледельцев. А благодаря усовершенствованию техники земледельческих работ, орудий труда и ирригационного хозяйства (постройка и ремонт плотин, осушение болот, внедрение рациональной системы посевов, и т.д.) земледелие стало стабильной отраслью. Государство самостоятельно обеспечивало себя продуктами питания (это большая редкость даже для современных развитых экономик). В тот же период в Цзинь стали широко практиковать пастбищное государственное скотоводство. Особенно коневодство. Цзиньская армия всегда была обеспечена «транспортом». Разведение породистых лошадей вообще традиционно для чжурчжэньской культуры.

В XI веке с растущими потребностями государства резко увеличивается добыча металлов, цветных и черных. Улучшилась техника их плавки и обработки. Стали применяться каменный уголь и химические реактивы. Чжурчжэни знали способы не только добычи руды, но и ее обогащения. Металлоплавильные печи были довольно сложными сооружениями с воздуходувными устройствами. Железорудные, и чугунолитейные центры представляли собой единую инфраструктуру со всеми этапами производства и развитой логистикой, стандартными рецептурами. Например, крупнейшим центром металлообработки чжурчжэней было Шайгинское городище в Приморье (6 мастерских). Кстати, чугун впервые начали обрабатывать именно в Цзинь (на Запад эта технология проникла вместе с монгольским нашествием).

Освоение ряда химических процессов позволило открыть секрет пороха, наладить крупные керамические и фарфоровые предприятия. На высоком технологическом уровне шло производство строительной и технической керамики (кирпич, черепица). Было широко развито ювелирное дело.

Рост ремесленного производства повлек за собой рост городов и кораблестроения, поскольку морская внешняя торговля стала играть все более заметную роль в сбыте товарной продукции. Этому способствовало географическое расположение государства с выходами к морю. Интенсивно шли и речные перевозки, обеспечивающие внутрихозяйственные потребности. В общем, в Цзинь была хорошо налажена воднотранспортная система, имевшая большое значение для хозяйственной экономической и военной жизни государства. Активно благоустраивались государственные дороги. На сухопутных и речных трассах располагались постоялые дворы и почтовые станции. Государством была введена система надзора за дорогами, станциями, почтовой и курьерской службой. Цзинь была крупнейшим экспортером соли. Морскую, озерную, каменную соль добывали в больших количествах. Соль наряду с уксусом, чаем и вином были отнесены к государственной монополии, и давали казне огромные доходы. Еще одной государственной монополией было печатание бумажных денег, которые впервые ввели в обиход чжурчжэни (печатные доски некоторых выпусков сохранились до наших дней, например выпуск 1215 года). Наличие бумажных денег в обороте свидетельствует о появлении финансового сектора и значительной централизации государства. Совершенно уникальная картина для феодального средневековья.
Для любого экономиста перечисленных фактов достаточно, чтобы сделать вывод об экономике «Золотой империи». Она была сильна и стабильна, как доллар США до 2008 года.

Контролировать огромную территорию, которую занимала Цзинь в то время, можно было только посредством сильной армии. Поэтому в этом государстве развивалось и военное искусство. Чжурчжэни создали систему горно-равнинных укреплений. Они строили крепости на сопках (естественная преграда) и усиливали их искусственными препятствиями (высокие валы, глубокие рвы, башни, цитадели). На северо-западных границах чжурчжэни создали целую оборонительную систему для защиты от монголов. Она включала в себя сложные многокилометровые сооружения (1500-1700 км.) состоящие из ряда валов и рвов, пограничных постов и крепостей. (Кстати, структуру армии с системой сотников монголы переняли у чжурчжэней). Открытие пороха и развитие механики давало большие преимущества. Во время осады применялись тяжелые катапульты с рычагами, метавшие огромные камни на расстояние в несколько сот метров, осадные башни с катапультами и самострелами, крытые подвижные проходы, тараны с железным концом для разрушения стен, подкопы для мин. Чжурчжэни внесли заметный вклад в развитие порохового оружия. Так, например, при осаде Цичжоу в 1221 году цзиньские части применяли взрывчатые бомбы в чугунной оболочке.

Килая, Приамурье

Килая, Приамурье

Одним из критериев уникальности и зрелости культуры является наличие собственного языка и письменности. Ранние чжурчжэни не обладали собственной письменностью, если не считать узелкового письма. После завоевания Китая чжурчжэни могли принять китайский язык в качестве официального и письменного, сохранив чжурчжэньский в качестве разговорного. Тем более, что китайский был интернациональным языком Дальнего Востока. Но такой шаг был бы «потерей лица» и означал бы отказ от важного средства культурного воздействия на новых подданных. Чжурчжэни пошли более сложным путем, объявив свой язык государственным в империи Цзинь, но для этого была необходима письменность. Король Тай-цзу поручил вельможе Сииню создать национальную письменность. Примерно к 1119 году были разработаны основные принципы письма. Этот процесс совершенствовался долгие годы. Создание собственной письменности позволило Цзинь создать оригинальную литературу и систему образования на родном языке. Хотя в условиях многоэтнического государства ввести монополию на чжурчжэньский язык не удалось. Китайский так же широко использовался до конца существования Цзинь.

С 60-х годов XII века образование становится важнейшей заботой государства. Население постепенно переходило от военных занятий к гражданским, а для госслужбы увеличивалась необходимость в образованных людях. Потребность в образованных чиновниках была столь велика, что к экзаменам, позволявшим получить чин, допускались все мужчины не зависимо от сословий. В 1151 году открылся Государственный университет. А спустя 10 лет количество высших учебных заведений значительно увеличилось. Причем университеты (при которых печатались книги для учащихся) делили на китайские и чжурчжэньские. К государственным наукам относились: история, натурфилософия, астрономия, служба времени, география, горное дело, медицина, фармакология, агротехника. О грамотности большей части населения Цзинь свидетельствуют археологические находки. Большое количество предметов быта, найденных на раскопках имеют подписи мастеров, их изготовивших.

Влияние буддизма было очень велико в Цзинь. Чжурчжэни познакомились с буддизмом еще до появления государственности – сказалось влияние киданей, а, возможно, и бохайцев. Родоначальной религией чжурчжэней был шаманизм. Завоевав Китай, они оказались погруженными в активную буддийскую среду, к тому же к буддизму благожелательно относились ранние чжурчжэньские императоры, и это позволило буддистам получить государственную поддержку. В Цзинь строились храмы и монастыри. Об этом говорит множество археологических буддийских памятников, найденных на территории Приморья (Николаевское, Шайгинское, Краснояровское и другие городища). Так, например, в районе Уссурийска при раскопках дворцового комплекса обнаружена уникальная находка – прекрасно сохранившаяся буддийская ваджра из белой бронзы длиной 21,5 см. Время происхождения этой находки – конец XI – начало XII веков
Храмовые комплексы украшались большими статуями Будд (1.5 – 2 м), сделанных из белого мрамора или дерева (раскрашенных и позолоченных). Миниатюрные статуи отливали из бронзы или вырезали из камня. Любимым Будда-аспектом цзиньских скульпторов был Авалокитешвара. Столь же часто встречались изображения Амитаюса, Самантабхадры, Манджушри, Амитабхи. Опираясь на перечисленные факты, можно уверено сказать, что в Цзинь были распространены Махаяна и Хинаяна. Наличие Ваджраяны можно только предполагать. Помимо буддизма большое влияние в Цзинь имели конфуцианство и даосизм, что вполне естественно при таком этническом составе государства. Тем не менее, позиции буддизма в Цзинь никогда не были слабыми. Археологи находят очень много буддийской символики даже на предметах быта в жилищах простых обывателей.

Ваджра Цзинь, 11-12 век

Ваджра Цзинь, 11-12 век

Культура Цзинь, безусловно, имела влияние на весь Дальневосточный регион. Она стала образцом и базой для формирования маньчжурской культуры XIV-XIIX веков, а также культур малых народностей Приморья и Приамурья.

Цзинь как государство просуществовала недолго. В 1234 г. ее захватили монголы. Как это могло случиться с таким мощным и преуспевающим государством? Современники Цзинь называли следующие причины: «богатство и знатность, литература и письменность». Как и Римскую империю, Цзинь погубила «изнеженность общества». Почему Цзиньская армия, некогда самая сильная в Азии, не смогла отразить удар монголов? Возможно, чжурчжэни стали слишком «цивилизованными» для своего грубого времени.

В 1251 году Хубилай-хан начинает править в Китае. Известно, что этот правитель был учеником Второго Кармапы Карма Пакши. Так что можно предположить, что чжурчжэни, ассимилировавшиеся в Китае, могли быть учениками Кармапы.
Какова судьба чжурчжэней после краха Цзинь? В результате падения их государства чжурчжэням доставалось и от монголов, и от китайцев. Но геноцида не было, чжурчжэни сохранились в монгольской империи как этнос. А часть военной элиты поступила на службу монголам. Само название орды «Золотая» – перенос значения «Цзинь», еще при монголах служившего обозначением Северного Китая.

После разгрома монголов китайской династией Мин земли чжурчжэней (Маньчжурия, Приморье, Приамурье) получили независимость. В 1616 году возникло новое государство – Поздняя Цзинь, и с этого периода этноним «чжурчжэни» стал в официальной документации заменяться новым – «маньчжуры». Маньчжурское государство просуществовало до конца XVIII века.

Александра ТРЕТЬЯКОВА
Приняла
Прибежище у Ламы
Оле Нидала в 1998 году.
Живет
во Владивостоке

ИЗДАНИЕ КНИГ

ДЛЯ УЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТКРЫВАВШИХСЯ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ, ТРЕБОВАЛОСЬ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛИТЕРАТУРЫ.
Это обстоятельство послужило причиной развития книгопечатания.

ВО ВРЕМЯ ВОЙН С КИДАНЯМИ И КИТАЕМ КНИГИ БЫЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ТРОФЕЕМ.

Так, например, в 1126–1127 годах чжурчжэни забрали из Китая не только фонды Государственного университета, секретного книгохранилища, собрания печатных блоков (досок), но и мастеров-печатников. На рубеже XII века в Цзинь стали организовывать собственные книгоиздательские центры — государственные и частные. Наиболее активное академическое издательство в Яньцзине (Пекин) выпускало широко известные книги из разделов «классики», «философии» и «истории». Их переводили на чжурчжэньский язык и печатали большим тиражом.

ПЕРЕВОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА С 1194 ГОДА ИЗДАВАЛАСЬ ЧЖУРЧЖЭНЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КОЛЛЕГИЕЙ.

Коллегия вместе с императорской библиотекой стала центром государственного книжного комплектования. Восстанавливались утраченные книги. Так, в 1148 году был организован грандиозный проект — печатание буддийской Трипитаки «Великого канона», поскольку старое ляоское издание сгорело. Собирались пожертвования, буддийские монахи и тысячи мастеров заново вырезали клише и печатали главы канона. Новое издание, состоявшее из 7182 глав, включало в себя сутры Махаяны и Хинаяны. Печатание всего тиража затянулось до 1195 года.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Все по своей природе – ум. Поскольку все – ум, нет ничего, даже пылинки или атома, не имеющего той же природы»

Кармапа ХVI Рангджунг Ригпе Дордже, 1924–1981

Новости центров