Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

03.01.2019 - 31.12.2019

25-28 января — Краснодар 8-10 февраля — Новосибирск 15-17 февраля — Хабаровск 23-25 февраля — ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Буддийские статуи: с Востока на Запад

Буддийские статуи: с Востока на Запад

Когда Лама Оле и Ханна Нидал по просьбе Кармапы XVI принесли буддизм на Запад и стали открывать первые центры Алмазного пути в Европе, большинство ритуалов, пудж и текстов некоторое время оставались аутентичными и проводились строго в соответствии с тибетскими традициями. Позже пришло более глубокое понимание истинной сути Учения, скрывающейся за культурными особенностями той или иной страны. Постепенно, согласуя каждое свое действие с учителями и обсуждая с ними спорные моменты, Лама Оле и Ханна адаптировали некоторые внешние проявления буддизма, сделав его понятным и привлекательным для прогрессивных западных умов.

То же коснулось и статуй. Если поначалу непальские и индийские изображения Будд казались всем идеальными и единственно правильными, со временем пришло осознование, что не каждый мастер в Непале изготавливает действительно совершенные статуи, и что даже лучшие из них не всегда соответствуют сложившемуся у западного буддиста образу просветленного существа. О том, как проходила эта эволюция в умах и почему так важно обращать внимание на каждую мелочь в процессе выбора статуй, рассказал нам Гергё Порколаб.

Меня зовут Гергё. Я родом из Будапешта и живу в Будапештском буддийском центре. Вот уже 20 лет я практикую буддизм, и поскольку все это время основной сферой моей деятельности является предпринимательство, друзья назначили меня третьим президентом Немецкого фонда, и теперь я часто даю центрам советы по финансовым и организационным вопросам. Однако сейчас речь пойдет о другом.

В 2003 году Цечу Ринпоче попросил Ламу Оле, Кати и меня приехать в Бутан и организовать его тур с Мэгги, что мы и сделали. Вместе с группой друзей мы получили благословение в самых потрясающих местах Бутана, после чего отправились в Непал, где друзья захотели купить разные вещи для своих центров. Когда позже мы подсчитали расходы, оказалось, что 70 человек потратили около 100 000 евро, но при виде качества купленного товара нам стало очень грустно.

Без сомнения, Непал — это прекрасное место для покупки статуй и тханок. Но, во-первых, следует знать, что в этой стране практикуют разный буддизм, а во-вторых, 99% того, что вы видите в Непале, создано специально для туристов и не имеет ничего общего с буддизмом.

Был и другой неприятный случай, когда один немецкий центр купил очень большую статую Будды. Могу сказать, что настолько плохо изготовленные статуи совершенно не отражают своей сути. Это мог быть кто угодно или что угодно, но только не Будда.

Будда обладает особыми телесными признаками, отличающими его от всех нас

Будда — просветленное существо. Он был принцем, занимался охотой и спортом, ездил верхом. И позже он достиг Просветления. Будда обладал поразительными сочувствием и мудростью. Cтатуя, которая плохо изготовлена, не может этого выразить.

Вы можете заметить, что в разных странах разные статуи Будд: китайские немного побольше, бирманские и тайландские — более вытянутые и тонкие, у тибетских статуй уплощенный нос, а индийцы любят изображать Будду с большим носом. Это говорит о том, что нет уникальной формы Будды. Каждая этническая группа, имеющая какое-то отношение к буддизму, создавала свои собственные поразительные статуи. Это проявлялось в пропорциях тела, в деталях и в выражении лица.

Если мы поедем в Непал, мы тоже будем искать Будд, которые выглядят по-европейски. С этим связан весь Алмазный путь: мы сами создаем свое представление о жизни, свои пожелания, свое счастье. Так почему мы не можем создавать своих собственных Будд? Тот образ, который бы представлял все совершенные качества ума?

Я расскажу немного о признаках Будды. У обычного человека нет особого знака на голове, не такие длинные руки, и мочки ушей тоже не такие длинные. Есть и другие знаки, благодаря которым Будда был известен. Но даже зная о них, нам все равно будут нравиться Будды, которые выглядят по-европейски, — которые более сочувственны или у которых более широкие плечи. Что бы мы ни делали, мы всегда будем выбирать то, с чем уже сталкивались ранее в жизни, что более всего походит на уже имеющееся у нас представление о Будде.

И тогда мы решили, что хотим создавать собственные статуи, — конечно же, опираясь на каноны и полностью следуя наставлениям лам.

Была проделана большая работа: во-первых, в Брауншвейге открылась школа по изготовлению статуй, куда мы приглашаем мастеров из Кашмира. Во-вторых, мы стали поддерживать европейских художников, которые хотели развивать буддийское искусство в соответствии со своим видением и своей практикой. Также мы начали налаживать связи с мастерами из Непала. Там, на самом деле, мы можем заказать и получить самые поразительные и самые высококачественные статуи, какие только возможно.

Однако мы поняли, что с Непалом очень непросто работать.

Непальцы — отличные скульпторы и художники. Я никогда не видел, чтобы люди так тонко прорабатывали детали. Но методу, который они используют, более 500 лет, и, кроме того, они работают в семейных кланах. Сын, например, делает какую-то одну часть статуи, затем отдает ее дяде, тот делает другую часть, передает племяннику, тот — еще какому-то члену семьи, который и заканчивает работу. Кому-то из них все удалось сделать идеально, а кто-то другой только учится своему ремеслу, и, таким образом, качество практически невозможно контролировать.

В 2005 году мы решили создать прочные связи со скульпторами, торговцами статуй и вообще со всеми, кто имеет отношение к буддийскому искусству. Было решено, что мы будем рассказывать им о буддизме Алмазного пути, вдохновлять их образами наших форм. Некоторые скульпторы очень удивляются, когда узнают, что у Алмазного Ума одна нога спущена вниз, а в других линиях передачи у него обе ноги скрещены. Иногда мне приходилось рассказывать мастерам, какие атрибуты в каких руках должны находиться в соответствии с посвящениями Кагью. В отношении некоторых будда-форм и статуй мне в свое время пришлось провести исследование, чтобы точно знать, как они выглядят. Иногда я прошу совета у лам, таких как Шераб Гьялцен Ринпоче, например.

Я вам расскажу в нескольких словах, как изготавливается статуя.

Сначала делают полую фигуру из 2–3-миллиметровых восковых пластинок при помощи нагревания и различных инструментов. Затем внутрь закладывают глину, а сверху обмазывают другим, очень мягким сортом глины. Когда он подсыхает, делают еще слой, и наконец покрывают все жирной глиной с сеном. Получается что-то вроде мумии. Внутри нее оставляют специальные каналы, ведущие к воску.

Для нас очень важно, какие статуи попадают в наши центры

«Мумию» обжигают на огне. Когда воск нагревается, он вытекает из отверстий, при этом глиняная форма сохраняет форму статуи. В каналы заливают расплавленную медь, и когда металл застывает, глину отбивают молотком. Поучается статуя, но это пока очень грубая заготовка. На данном этапе важно знать, какая медь использовалась, каковы пропорции с другими металлами, температуру плавления этих металлов, каким образом происходила сушка.

Затем над статуей продолжают работать специалисты. Они чистят заготовки и исправляют ошибки, простукивая молотками каждый миллиметр. И только после этого начинается работа с деталями. Есть специальные мастера по чеканке лица и одежды, есть люди, которые могут делать статуи сбалансированными, и есть те, кто занимается патинированием (патинирование — искусственное состаривание изделий, нанесение на металл особой пленки — патины. — Прим. ред.). И заказчику следует знать, кому удаются определенные стадии.

Для нас очень важно, какие статуи попадают в наши центры. Если на алтаре стоит некрасивая статуя, это не будет способствовать расширению центра. И напротив, красивая статуя привлекает новых людей. Старым друзьям хорошо в центре, потому что мы здесь дома, и мы все друг друга знаем. Но у новых людей иногда бывают трудности. И для них нам нужно создать действительно приятное место.

То же касается и домашних алтарей. Статуя напоминает мне о том, что все, что я делаю в буддизме, должно быть совершенным. И я не хочу видеть в ней какие-то ошибки, я хочу, чтобы она вдохновляла меня на протяжении всей моей жизни. А значит, качество должно быть очень высоким.

Мы покупаем статуи, затем наполняем их свитками мантр, драгоценными камнями и нашими хорошими пожеланиями; построив алтарь, мы создаем для них дом, и главное — стараемся видеть все на самом высоком уровне и ценим возможность, которая нам предоставляется. Я думаю, что наполнить статую — это значит обогатить все. Такие ламы, как Шераб Гьялцен Ринпоче, чувствуют, заполнена ли статуя и правильно ли она заполнена. Однажды Ринпоче проходил мимо одной статуи, и я спросил его: «Она тебе нравится?» Он ответил: «Это хорошая статуя, но не наполненная». И то же самое было с Цечу Ринпоче.

В Непале Лопёна Цечу называли «Кушо Цечу», что означает «Цечу-художник». Он обучал скульпторов — создателей буддийских статуй, показывал произведения бутанских мастеров их коллегам из Непала. С его помощью мы познакомились с некоторыми мастерами.

Цечу Ринпоче давал нам множество поучений о том, как выбрать лучшую статую. Сначала следует посмотреть на ее пропорции. Когда я учился в школе в Венгрии, мы с 5-го класса и до конца гимназии изучали черчение, рисунки в перспективе и пропорции, ходили в разные музеи. В России вы можете увидеть картины лучших художников последних столетий и заметить, какие совершенные силуэты они изображали в своих произведениях. И когда после этого вы видите статую с плохими пропорциями, это режет глаз.

Итак, первое поучение от Лопёна Цечу касалось правильных пропорций. Второе было по поводу лица. Если при взгляде на лицо что-то не нравится, то и в будущем это не будет нравиться. Далее смотрим на ноги и руки: красиво ли они изогнуты и насколько изящны жесты. И потом уже мы смотрим на всю остальную статую, на детали — хорошо они проработаны или нет.

Будда должен сидеть абсолютно ровно, не отклоняясь назад и не падая вперед

В статуе Будды Шакьямуни есть еще один очень важный момент, на который прежде всего следует обращать внимание, — это то, насколько статуя прямая. Будда должен сидеть абсолютно ровно, не отклоняясь назад и не падая вперед, как это часто можно увидеть у непальских фигур.

Вся наша работа заключается в том, чтобы контролировать каждый шаг процесса изготовления и отказываться от плохих результатов. Таким образом, Лопён Цечу научил нас распознавать качество. А у Ханны мы научились тому, что всякий раз, когда у нас возникают сомнения, нужно спрашивать у Лам.

Качество — это очень важный критерий, но также нельзя забывать, что оно влияет на цену. Чем больше статуя, тем дороже ее изготовление. Год назад мы обсуждали, как и где нам покупать статуи больше одного метра высотой. После всех исследований мы практически убедились в том, что в Непале нам это сделать не удастся.


В Европе мы нашли мастерскую, производящую буддийские статуи для Швейцарии и Германии. Там для нас изготовили одного Будду, немного поменьше того, что стоит в московской гомпе. Статуя получилась идеальной. Мы никогда прежде не видели такого качества. Тогда мы с Ламой Оле и Кати решили, что с этими ребятами из Швейцарии мы сделаем 5 больших Будд: одного для Европа Центра, одного для Гамбурга, по одному для Будапешта и Лондона и, если вы захотите, одного для Москвы.

Мы дали им трехмерное графическое изображение, в соответствии с которым и был изготовлен идеальный образец. Практически в такой же технике, которая применяется в Непале — с той лишь разницей, что эти мастера могут контролировать каждый этап.

Мы уже многие годы работаем с формами, которые создаются на основе трехмерных моделей, и они действительно получаются совершенными. По крайней мере, мы стремимся к этому. Есть у нас мастер, профессор 3D-печати, у которого в Венгрии своя академия. Он скопировал некоторые изображения, фотографии Шестнадцатого Кармапы, после чего сделал из них трехмерные модели. Лама Оле сказал, что никогда не видел ничего подобного. С помощью новых технологий можно делать совершенно поразительные вещи. Таким же образом мы напечатали статую Будды. И всем очень понравился результат. Этот способ позволяет избежать большого количества ошибок и сделать все детали идеальными.

Есть и еще одна причина, по которой большие статуи удобнее изготавливать в Европе, — это проблема транспортировки. Непальцы делают статую из нескольких отдельных частей, и чем она больше, тем больше количество частей, ее составляющих. С европейской же технологией нам не нужно ее разрезать — мы сделаем все в одном месте, а отдельно останется только лотос. Многие статуи покрывают золотом, потому что золото прячет швы, оставшиеся после сбора всех частей. Тем не менее зачастую места спайки все же видны. В технологии, которую мы применяем в Европе, этого можно избежать.

Мы хотели бы, чтобы все центры нашей организации Алмазного пути по всему миру имели красивые статуи, и главное, чтобы изваяние на алтаре было действительно привлекательным. В Германии мы создали своего рода выставку, и из ее экспонатов центры могут выбирать статуи для себя.

Наслаждайтесь своими прекрасными статуями!

 

По материалам лекции Гергё Порколаба в Москве в 2013 году

Буддизм.ру №27 (2016)

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Мешающие чувства – запутанность, привязанность, злость, ревность и гордость – делают людей одинокими»

Лама Оле Нидал

Новости центров