Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

12.12.2017 - 12.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Art Group: передача буддийского искусства на Запад

Art Group: передача буддийского искусства на Запад

Петра Фёрстер, Крыштоф Барански

«Рисование тханок и строительство ступ уже практикуется во многих западных центрах, а теперь начинается и передача традиции изготовления статуй. Друзья искусства и культуры из разных центров Алмазного пути объединяются под крышей Art Group, чтобы справиться с этой задачей».

Эти слова художника Дензога Норбу, опубликованные в 2006 году в журнале Buddhismus Heute¹, запомнились многим. Норбу выразил пожелание, чтобы тибетское искусство передавалось в европейских центрах Карма Кагью. И в Брауншвейге – там, где раньше были только идеи, – вдруг начали возникать реальные возможности для этого. Друзья в Сангхе вспомнили слова Ламы Оле, сказанные сразу после покупки «Будда-фабрики»: «Здесь может возникнуть центр культуры». Был ли это шанс?

Крыштоф (Крис) Барански родился в 1979 году. Прибежище у Ламы Оле принял в 1998, учился на факультете графики в Польше. Работает художником-графиком. Внештатный сотрудник Технического университета Брауншвейга, где живет с 2005 года.

Крыштоф (Крис) Барански родился в 1979 году. Прибежище у Ламы Оле принял в 1998, учился на факультете графики в Польше. Работает художником-графиком. Внештатный сотрудник Технического университета Брауншвейга, где живет с 2005 года.

На курсе в Крефельде брауншвейгцы захотели узнать все подробнее и «допросили» Ламу: «Можем ли мы начать создание центра буддийского искусства и культуры в Брауншвейге?» Ответом было: «Да, если все хотят этого и поддерживают идею». Вскоре буддийские художники, работавшие раньше с Дензогом Норбу, решили создать общественное объединение, которое поддерживало бы его деятельность². Кати Хартунг вместо этого предложила сконцентрировать всю работу, в том числе и бюрократически-организационную, в Брауншвейге. Рождение ArtGroupОрганизованная по инициативе Кати встреча представителей всех направлений буддийского искусства во время осеннего курса в Брауншвейге в 2006 году дала начало Art Group. Была открыта электронная рассылка, и появились первые идеи будущих проектов группы: страница в Интернете, курсы, на которых передавалось бы искусство нашей линии преемственности, архив, брошюра, план развития Дхарма-искусства в формате европейского искусства, формирование организационной структуры. Информация о расписании поездок Дензога Норбу должна была стать доступной всем. Кроме того, предполагалось приглашать и других представителей буддийского искусства, чтобы передавать их знания. Было решено дважды в год проводить в Брауншвейге курсы по изготовлению статуй или рисованию тханок. В других центрах тоже планировались курсы по дхармическому искусству. Весной 2007 года культурная программа в Брауншвейге началась с лекций Евы Прешерн о ступах. За ними последовал международный курс по изготовлению статуй из глины. На курс, который проводил французский скульптор Ришар Гранадо³, съехались друзья из Будапешта, Кракова, Берлина и Брауншвейга.

Петра Фёрстер родилась в 1964 году. Прибежище у Ламы Оле приняла в 1997. Скульптор, художественно-научный сотрудник Технического университета. Преподает в Академии художеств в Брауншвейге – здесь она живет со своим партнером Крисом и двумя взрослыми детьми.

Петра Фёрстер родилась в 1964 году. Прибежище у Ламы Оле приняла в 1997. Скульптор, художественно-научный сотрудник Технического университета. Преподает в Академии художеств в Брауншвейге – здесь она живет со своим партнером Крисом и двумя взрослыми детьми.

Знакомство с Ришаром Гранадо произошло так: во время нашей первой встречи с Норбу в Кельне, последний порекомендовал нам поехать в Ле-Бост, к художникам Ламе Самтену и Ламе Кюнкьябу. Оба – французы, которые заботятся о сохранении традиционного искусства нашей линии преемственности. В Ле-Босте по предложению Гендюна Ринпоче уже в 1995 году была открыта своего рода школа искусств, в которой регулярно проходят художественные курсы. Норбу тоже каждый год проводит в Ле-Босте несколько недель, занимаясь с учениками со всего мира. Спустя год после знакомства Кюнкьяб сообщил нам о курсе под руководством скульптора Ришара. Крис, который к тому времени уже полностью вдохновился идеей изготовления статуй, тоже посетил этот курс, в конце которого мы спросили Ришара, приедет ли он в Брауншвейг и на каких условиях. Так с одобрения Кати мы наконец-то смогли организовать первый курс по изготовлению статуй. Искусство без границ: на Западе появтлась первая статуя Будды, изготовленная европейскими скульпторами. В январе и марте 2008 года на курсах под руководством Ришара Гранадо на свет появилась первая в западном мире статуя Будды, изготовленная международной группой западных буддистов Алмазного пути. Заказ на нее сделал буддийский центр в Будапеште4. В феврале и марте темой курсов было наполнение статуй. Они прошли в Касселе и Брауншвейге под руководством Зигрид Баннаш. В марте в Брауншвейге состоялся также курс по литью ца-ца для ступы в Гамбурге. Зильке Келлер и Бруни Файст-Крамер провели курс по рисованию тханок, а в мае состоялся еще один курс по изготовлению статуй с Ришаром Гранадо в Брауншвейге. Дензог Норбу по-прежнему ездит по всей Европе, обучает рисованию и рисует сам. Курсы по наполнению статуй с Дармар, Зигрид, Ханной и Вернером проходят во всем мире. Во время курса в июне 2008 года в Брауншвейге была закончена работа сразу над двумя статуями: мы навели последний лоск на статую для Будапешта и доделали статую Будды, начатую еще в 2007 году. Поскольку статуи в бутанско-тибетском стиле были оценены как вполне конкурентоспособные, мы смогли выставить ее на продажу во время летнего курса в Имменштадте. Этот прекрасный экземпляр был куплен кассельским центром5. Во время следующего курса в сентябре 2008 года в Брауншвейге под руководством Ришара Гранадо началось изготовление 80-сантиметровой статуи Любящих Глаз (тиб.: Ченрезиг). Чтобы наша работа имела еще больше смысла, мы предлагаем центрам заказывать у нас статуи. Как связаться с нами − www.diamondway-artgroup.org. О том, что, когда и где происходит в мире дхармического искусства, можно узнать на странице в Интернете. Здесь есть информация обо всех семинарах, курсах, лекциях и наших учителях в этой области. Здесь для всех интересующихся открыт доступ к архиву и статьям о различных направлениях художественного и прикладного искусства (ступы, тханки, статуи, наполнение статуй, литье ца-ца).

Очень ясно оформленная Крисом страничка живет совместными усилиями всех друзей. Ева из Гамбурга пишет о ступах, Вернер из Вюрцбурга — о наполнении статуй, раздел рисования тханок оформляет Элизабет Хадерер, Хайде Хаузер рассказывает о ца-ца. Статьи об учителях — таких, как уже, к сожалению, ушедший от нас автор книги «Принципы тибетского искусства» Гега Лама, а также Дензог Норбу, Дарва Лхадипа, Зильке Келлер, Бруни Файст-Крамер, Ришар Гранадо и Мариан ван Хорст, — описывают пути развития художников, скульпторов и учителей нашей линии преемственности. Такая информация тоже важна: всем нам стоит знать, что мы учимся у признанных мастеров нашей школы. Так, например, наши художники тханок работают в традиционном стиле Карма Гадри6.

В отдельной рубрике мы собираемся публиковать анонсы выставок статуй, тханок и ритуальных предметов, описания постоянных и временных экспозиций. Мы также работаем над проектом объединения художественных проектов культурных столиц Европы.

Еще один важный элемент работы Art Group — это архив. Там мы собираем все статьи о буддийском искусстве, в том числе из немецкого журнала «Буддизмус Хойте». Отчеты о проведенных курсах призваны документировать нашу работу и сохранять важную информацию.

Сейчас интернет-страница Art Group переводится на английский язык, чтобы друзья со всего мира могли присоединиться к нашей работе. Если вы хотите принять участие в оформлении, написании статей и переводе — добро пожаловать!

Перевод с немецкого Александры Фукс

(Buddhismus Heute, № 45)

1 Buddhismus Heute, № 40, с. 77.

2 Там же.

3 Смотри отчет ArtGroup на интернет-странице/Archiv: Будда за 5 дней (нем.).

4 Смотри отчет ArtGroup на интернет-странице/Archiv: Будда для будапештского центра (нем.).

5 Principles of Tibetan Art, Gega Lama. Karma Sonam Gyamtso Ling, Бельгия (распродано).

6 Стиль Карма Гадри: второй по значимости художественный стиль после Менри. Стиль «палаточного лагеря Кармапы». Он возник во время путешествий по Тибету Седьмого Кармапы Чодрага Гьямцо (1454−1506). Он собрал вокруг себя художников со всей Азии и заложил основы стиля Карма Гадри. Восьмой Кармапа Микьё Дордже (1507−1554), который сам был великолепным художником и скульптором, дал подробное определение этому стилю и закрепил его в своих работах. Художник Намка Таши в конце XVI в. продолжал разработку стиля Карма Гадри, который соединил в себе элементы индийской, китайской и тибетской художественной традиции. Стиль Карма Гадри отличается открытыми, зелено-голубыми пейзажами, сияющими красками и очень нежной, кажущейся прозрачной техникой нанесения красочного слоя.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Уверенный в себе не нуждается в гордости»

Лама Оле Нидал

Новости центров