Шераб Гьялцен близкий ученик Шестнадцатого Гьялвы Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

17.12.2017 - 17.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

27.12.2017 - 01.01.2018

Это первый буддийский курс в Великобритании подобных масштабов — участие в нём ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Передача в Алмазном пути, Манфред Майер

Передача в Алмазном пути, Манфред Майер

Понятие передачи неразрывно связано с поучениями школы Кагью. Уже первый слог названия «Кагьюпа» — «ка» — указывает на передачу. «Карма Кагью» — это «живая передача четырех поучений», которые Тилопа получил от индийских мастеров — Нагарджуны, Нгагпопы (Наропы), Лавапы и Дакини Кальпа Зангмо. Опыт этой передачи — взгляда непосредственно в природу ума, переходил на протяжении столетий от учителя к ученику. Когда сегодня мы с друзьями медитируем в центре на Кармапу, то подключаемся к этому потоку постижения.

Учение Будды содержит богатейший набор методов и поучений, которые отвечают самым разным потенциалам и взглядам людей. Соответственно, существует много возможностей для обучения и развития. Есть три основных способа учиться: через опыт — самый трудный, через размышление — самый благородный и через подражание — самый быстрый.

Когда мы учимся через опыт, действие опережает полное понимание. Из-за того, что дорога к цели неясна, мы просто что-то пробуем. Это похоже на эксперимент, в результатах которого мы не уверены. Если все идет хорошо, делаем еще один шаг на пути, если нет — по крайней мере получаем урок, обогащающий наш опыт.

Обучение через размышление помогает избежать многих ошибок, однако мысли являются лишь незначительной частью человеческих возможностей. Нам потребуется значительное время, чтобы все понятое нами опустилось из головы в сердце.

Есть три основных способа учиться: через опыт — самый трудный, через размышление — самый благородный и через подражание — самый быстрый.

Обучение через подражание опирается на существующие живые примеры. Другие уже прошли через фазу экспериментов и размышлений. И хотя это не самый лучший подход — добросовестные люди любят доходить до всего самостоятельно, — все же там, где идет речь о развитии человеческих качеств и способностей, подражание — магическое искусство, которое быстрее всего позволяет получить новый опыт. Если подражающий выбирает совершенный пример, он в значительной степени защищен от серьезных ошибок и может быстро переходить к новым, полным вдохновения фазам развития.

Будда испробовал две первые возможности. Он практиковал в лесах северной Индии под руководством многих мастеров, и каждый раз убеждался, что их учения не могут вывести его за пределы понятий и представлений. Например, он пытался получить абсолютное постижение, предаваясь аскезе, пока не заметил, что в голодном теле ум не работает правильно.

Третьего способа обучения в его времена не было — никто не знал пути подражания, называемого также «отождествлением». Именно Будда открыл его и передал другим. Подобно свету, Учение Будды рассеивает тьму невежества и избавляет от страданий.

Сначала оно приводит к Освобождению, потом к Просветлению — необусловленному состоянию, выходящему за пределы мыслей и представлений. Оно выражается как радость, бесстрашие и активное сочувствие — спонтанные и свободные от усилий действия для блага существ.

В процессе обучениямы, с одной стороны, работаем с методами, приводящими к полной свободе ума (положительные действия, накопление хороших впечатлений, углубление мудрости и сочувствия). Это путь постепенного преобразования привычек и концепций, позволяющий шире смотреть на мир, а в конце прийти к абсолютному постижению.

С другой стороны, мы идем путем передачи и отождествления. Примером может служить история из жизни Тилопы: однажды, когда он изучал Праджняпарамиту, перед ним появилась старая женщина. Она с интересом заглянула к нему в книгу и спросила: «Что ты делаешь, сынок?». Тилопа ответил: «Изучаю». Старуха нахмурилась и сказала: «Поучения, которые ты читаешь, глубоки, но этот путь ведет через многие жизни, и он очень труден. Я помогу тебе, если ты действительно хочешь понять истинное значение этих слов. Мне известен один быстрый метод, для которого нет препятствий». Конечно, Тилопа догадался, что перед ним Дакиня, и ответил так: «Да, я очень хочу постичь смысл Учения». Тогда в пространстве перед ним Дакиня предстала в виде мандалы Высшей Радости — силового поля энергии и света — и дала ему непосредственную передачу в природу радости ума. Она научила его, как отождествляться с абсолютной сутью собственного сознания — единством пространства и блаженства.

На этом пути у нас должен быть опытный Учитель. Он, источник вдохновения и передачи, помогает нам открывать в себе новые способности и делает так, что с течением времени они развиваются. Он как зеркало, в которое мы смотрим, чтобы узнать свои возможности. Учитель в Алмазном пути — не личность, а живой пример непосредственного опыта. На абсолютном уровне наш ум и ум Учителя не отличаются друг от друга.

Процесс передачи, столь значимый для Алмазного пути и Великой печати, можно наблюдать во многих областях жизни. Он происходит, когда обмен информацией выходит за пределы понятий и содержит практический опыт. Спорт, музыка, живопись требуют непосредственной передачи от преподавателя студенту.

Если отношения между людьми полны доверия и открытости, они могут давать друг другу очень многое. Когда у нас много радости и любви, они легко пробуждаются и в окружающих.

Если подражающий выбирает совершенный пример, он в значительной степени защищен от серьезных ошибок и может быстро переходить к новым, полным вдохновения фазам развития.

Для того чтобы произошла живая передача в понимании Алмазного пути, нужны благоприятные обстоятельства: связь с Учителем, показывающим природу ума, и с собственной способностью правильно воспринимать вещи. Будда учил, что все живые существа обладают природой Будды. Именно наш ум, открытый, как сияющее, ясное и безграничное пространство, осознает и воспринимает явления.

Если бы наш ум был свободен от неведения и мешающих чувств, все необусловленные способности проявлялись бы спонтанно и без усилий. В то время как обычное сознание увязает в «нравится — не нравится» и «бродит» между прошлым и будущим, освобожденный ум покоится в «здесь и сейчас». Именно этот опыт и показывает нам, как в зеркале, Учитель: спонтанный ум вне представлений и запутанности, который и есть наша окончательная вневременная природа.

В буддизме ум часто сравнивают с алмазом: он — неразрушимый, сияющий и ясный. И чем чище этот «алмаз», тем легче осознать его окончательную природу. Когда мы встречаем бесстрашное, радостное пространство ума нашего Учителя, то замечаем эти качества и в своем уме, и происходит «передача» — что-то в нас действительно пробуждается, и мы не можем этого забыть. Мы начинаем понимать то, что абсолютно, — то, что выходит за пределы обусловленных ценностей. Некоторые переживают этот опыт как второе рождение, другие чувствуют себя так, словно внезапно влюбились. Биографии йогинов и наша собственная линия передачи наполнены многими вдохновляющими примерами.

Передачу можно понимать и как «пробуждение». Когда это случается, в уме ученика могут освободиться действительно великие силы. Переживая состояние, показанное Учителем, ученик постепенно приобретает уверенность, а из этого естественным образом рождаются доверие и открытость. Когда ум свободен от сомнений, мы ощущаем глубокую преданность. На пути к Освобождению и Просветлению открытость и доверие являются плодородной почвой для передачи.

Чем больше мы используем свой потенциал в продвижение по пути, тем быстрее достигаем цели. Передача, полученная от Учителя, делает ученика самостоятельным, потому что не существует большей независимости, чем доверие к неразрушимому пространству ума. Все обусловленные явления постоянно изменяются, а воспринимающий всегда остается одним и тем же. Передача — это непосредственное переживание природы ума.

Хотя суть ума и Будды, и обычного человека — Ясный свет, обычно мы не распознаем его по причине неведения. Каждый из нас знает, что он чувствует, что ему нравится или не нравится, однако мало кому известно, кто же действительно воспринимает все явления. Подобно глазу, ум с легкостью постигает то, что вовне, при этом едва осознавая самое себя. Если мы хотим, как Тилопа, воспринимать непосредственно самого переживающего, если это должно быть сутью нашей практики, — мы должны получить передачу от Учителя, который обладает абсолютным взглядом и реальной силой.

Передача, полученная от Учителя, делает ученика самостоятельным, потому что не существует большей независимости, чем доверие к неразрушимому пространству ума.

Из историй жизни йогинов можно узнать об их источниках вдохновения, и убедиться, что передача может принимать разные формы.

Кроме формальной передачи, которую мы получаем во время посвящения на разные аспекты ума, такие как Высшая Радость, Будда Мудрости или Алмаз в Руке, существует способ, свободный от внешней формы. Суть этого метода в следующем. Между Учителем и учеником устанавливается близкая связь. Благодаря этой связи и при условии открытости со стороны ученика, Учителю открывается свежесть ума последнего, и каждую минуту он готов показать ученику «зеркало». Это может произойти где угодно: между туалетом и лекционным залом, во время тихого пребывания в одном и том же помещении или во время езды по автостраде. Ученик покоится в передаче Учителя и постоянно черпает из нее новые силы и вдохновение даже тогда, когда его лама путешествует на другом краю Земли.

Богатство ума — это одновременно цель и путь. Суметь удержать эту уверенность в хаосе повседневности — и есть наша практика, равно как и наилучшая благодарность своему Учителю. Лама Оле когда-то объяснял суть передачи следующим образом: «Высшая истина равнозначна высшему функционированию. Чем больше мы развиваем любви и радости, проникающего видения и силы, тем ближе мы к этой истине».

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Наша жизнь, хорошо мы живем или плохо, – результат наших прежних действий»

Лопен Цечу Ринпоче, 1918–2003

Новости центров