Будда Шакьямуни (V-VI до н.э.) учил, каким все является на самом деле
 
 

Главные события

12.12.2017 - 12.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Разговор с Гьялвой Кармапой Тринле Тхае Дордже, 2002 г

Разговор с Гьялвой Кармапой Тринле Тхае Дордже, 2002 г

Утро нового, 2002, года, Калимпонг.    

Ваше Святейшество, благодарим вас, что нашли время для этого разговора. Прежде всего примите наши пожелания счастливого Нового года.

Спасибо, и вам также счастья в новом году.

На Западе в новогоднюю ночь люди иногда делятся планами, которые хотят осуществить. Есть ли у вас какие-либо  пожелания на будущий год?

В Тибете люди считают, что приносят счастье пожелания, сделанные в течение дня. Мы думаем, что рассвет — самое благоприятное время для пожеланий, потому что начало нового дня дает жизнь: распускаются цветы, просыпаются звери и т.д. Что касается меня, то ничего особенного, кроме продолжения учебы, я не планирую.

Не могли бы вы немного рассказать о своей учебе?

С тех пор как у меня нет учителя английского, я просто изучаю Дхарму на тибетском языке. Вот как выглядит мой распорядок дня.

Я встаю около шести или семи часов утра и совершаю короткую медитацию на Тару. После этого делаю уроки, декламирую тексты Дхармы и пишу до одиннадцати. Время с одиннадцати до часу отвожу для гостей, приезжающих сюда, после чего обедаю. Потом один час отдыхаю. С двух до трех пополудни — короткая медитация. Затем до пяти часов занимаюсь с моим учителем, профессором Семпой Дордже. С пяти до шести у меня свободное время. С шести до семи тридцати я с другими тулку, ламами и монахами делаю пуджу Махакалы. С восьми до половины девятого снова медитирую, перед тем как лечь спать. 

Весьма жесткое расписание...

Да, более или менее. Но в особых случаях оно может меняться.

Бывают ли у вас свободные дни? Мы слышали, что вы охотно играете в крикет.

Да, я свободен по воскресеньям и иногда играю в крикет.

Это неважно, каким образом люди используют Дхарму, путем изучения или через медитацию. Самое важное — полное сосредоточение, чем бы вы ни занимались. Например, если у вас есть только пять минут для медитации, и вы используете это время, максимально концентрируясь, будет очень хороший результат. И это намного лучше, чем сидеть неделю, месяц или даже три года в отшельничестве и только подсчитывать число произнесенных мантр, без особого внимания и интереса.

Недалеко от вашего дома построили новую шедру. Не могли бы вы рассказать, какова ее функция и какое участие в проекте будете принимать лично вы?

Новая шедра, буддийский научно-исследовательский и общеобразовательный институт, предназначен в основном для тулку, лам и монахов. Обучение планируется проводить на английском и тибетском языках. Прежде всего здесь будут изучать Дхарму. Я — студент шедры, впоследствии, вероятно, стану преподавателем. Это будет приятное занятие.

Ваш главный учитель, профессор Семпа Дордже, будет главным учителем и в шедре?

Да, мы получим благословение его драгоценных поучений и наставлений. У нас будут и другие высокообразованные преподаватели.

Не могли бы вы сказать несколько слов о профессоре Семпа Дордже? Он не очень известен на Западе.

Профессор Семпа Дордже — один из самых лучших и известных учителей буддизма в Индии. Он обладает великолепным знанием Дхармы — как на тибетском языке, так и на санскрите. Он родился в Куну, недалеко от Ладакха, — это место славится образованными людьми. В юности Семпа Дордже отправился в Тибет и, приняв монашество, учился там до тех пор, пока не был вынужден покинуть его из-за вторжения. Тогда он снова вернулся в Индию и долгое время жил в Варанаси.

Прежде чем приехать сюда, он преподавал в индийских университетах?

В Варанаси есть большой буддийский университет, где Семпа Дордже преподавал Дхарму, а также другие предметы. Затем он ушел на пенсию и перебрался с двумя сыновьями в Калимпонг. Изначально профессор приехал сюда, чтобы учить меня, но теперь у нас есть шедра, где он будет преподавать. Это очень хорошо, особенно теперь, когда мы утратили Топгу Ринпоче.

Это была идея Кюнзига Шамара Ринпоче — попросить профессора Семпу Дордже стать вашим учителем?

Да. Он действительно очень постарался, чтобы это произошло. 

Кто определяет содержание ваших занятий — какие тексты изучать и т.д.?

Как духовный учитель я должен обладать обширными познаниями во многих областях, и поэтому получаю разностороннее образование. Прежде всего мы изучаем Дхарму, но также и другие предметы — например, историю. Профессор Семпа Дордже, в известных пределах, дает возможность нам самим выбирать, что изучать. У него очень широкий кругозор, он знаком и с современными науками, такими как естествознание.

Правда ли, что ваша учеба ориентирована прежде всего на линию Кагью, а потом к этому добавятся поучения других школ?

Основой любого буддийского образования должны быть общие поучения Будды, а поучения Кагью подобны украшению.

Можете ли вы назвать какие-нибудь важные тексты, недавно изученные вами?

До сих пор я работал над основополагающими и самыми известными поучениями Будды. В настоящее время изучаю Абхидхарму.

Вы читаете выдержки или целые тексты?

Все целиком, от начала до конца. На самом деле это довольно сложно.

Верно ли, что сейчас ваша учеба ориентирована на Сутру, а позже акцент переместится на Тантру?

Вообще-то это смешано.

Я был на Западе и видел, что происходит по-настоящему большое развитие Дхармы. Надеюсь, что так будет и дальше. Многие люди упорно работают ради распространения Дхармы. Я желаю от всего сердца, чтобы однажды ситуация стала точно такой же, как во времена Будды.

Смогут ли в шедре учиться западные студенты или она предназначена главным образом для тибетцев?

Преподавание будет проводиться на тибетском языке и направлено в основном на людей, живущих здесь.

На Западе распространен подход, когда люди сразу же «погружаются» в практику Дхармы, не изучив ее предварительно. Что вы думаете по этому поводу?

Это неважно, каким образом люди используют Дхарму, путем изучения или через медитацию. Самое важное — полное сосредоточение, чем бы вы ни занимались. Например, если у вас есть только пять минут для медитации, и вы используете это время, максимально концентрируясь, будет очень хороший результат. И это намного лучше, чем сидеть неделю, месяц или даже три года в отшельничестве и только подсчитывать число произнесенных мантр, без особого внимания и интереса. Конечно, можно пройти трехлетнее отшельничество, однако в наши дни, поскольку у людей не так много времени для практики, очень важно иметь сильную мотивацию и уметь концентрироваться.

Итак, начинается большой проект, включающий создание шедры, и вы строите в связи с этим долгосрочные планы. Означает ли это, что вы не собираетесь возвращаться в Румтек?

Это никогда и не было моей целью. Традиция требует, чтобы от предыдущих Кармап что-то оставалось, но, с другой стороны, все, что важно для меня, — это возможность учить и способствовать распространению Дхармы.

Из ваших слов можно сделать вывод, что это место здесь, в Калимпонге, станет важным центром линии Кагью на Востоке.

Да, мы действительно к этому стремимся, ведь Дхарма зародилась именно в Индии.

Следите ли вы за событиями вокруг другого кандидата на трон Кармапы, за тем, что происходит вокруг Румтека, и т.д.?

Конечно, хотя и не отношусь к этому серьезно. Делаю это больше по привычке. Меня это никак не тревожит.

Есть ли у вас какие-нибудь советы для последователей Кагью на Западе? Хотели бы вы сказать что-нибудь нашим читателям?

Честно говоря, не знаю, что посоветовать. Я был на Западе и видел, что происходит по-настоящему большое развитие Дхармы. Надеюсь, что так будет и дальше. Многие люди упорно работают ради распространения Дхармы. Я желаю от всего сердца, чтобы однажды ситуация стала точно такой же, как во времена Будды.

Важно формировать такое понимание, которое позволит нам быть готовыми ко всему — и хорошему, и плохому. Если случается что-то негативное, мы должны справляться с этим, используя Дхарму как средство. Когда возникают препятствия, нужно ни на миг не поддаваться негативным мыслям. Таким образом, очень важно всегда применять Дхарму для преодоления преград.

В целом происходит превосходное развитие, люди усердно занимаются практикой, а некоторые достигли очень хорошего уровня постижения.

Большое спасибо за беседу. И, пожалуйста, приезжайте учить на Запад как можно чаще!

Завершив образование, я, конечно же, буду приезжать, чтобы учить. Я стану тогда ездить повсюду.

 

Вопросы задавали: Детлев Гёбел (редактор Buddhismus heute) и Клаудия Кнол.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Тем, у кого нет страха, не нужны боги»

Будда Шакьямуни, VI век до н.э.

Новости центров