Шераб Гьялцен близкий ученик Шестнадцатого Гьялвы Кармапы Рангджунга Ригпе Дордже
 
 

Главные события

21.10.2017 - 21.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → В будущем мы хотим изготавливать статуи в Европе

В будущем мы хотим изготавливать статуи в Европе

Интервью с художником тханок Норбу

Астрид Шмидхубер 

Норбу – тханкописец  и мастер по росписи статуй. Он родился на севере Индии и долгие годы провел с Шестнадцатым Кармапой в Тибете и Сиккиме. Вот уже более 20 лет регулярно приезжает в Европу, чтобы учить западных буддистов искусству традиционной тибетской живописи. Это интервью появилось 8 июля 2005 года в Родби, в комнате Махакалы, стены которой этим летом (2006 года – прим. ред.) были расписаны изображениями защитников. 

Норбу, расскажи, пожалуйста, о своей жизни, где ты родился, как и где ты встретил Шестнадцатого Кармапу и как стал художником?

Я родился в Дарджилинге. Все в моей семье с давних пор были преданными учениками Кармап. Особенно моя бабушка была верной ученицей. Когда Кармапа XVI в 1950 году в возрасте 25 лет был в Индии, она предложила меня ему в ученики и монахи. Кармапа, однако, ответил: «Может быть, когда-нибудь». Через три года он послал людей привезти меня в Цурпху, в Тибет.

Сколько тебе было тогда лет?

Мне было 13 или 14 лет. Я провел там 4 года, изучая живопись. Не только живопись, а еще религию, – я был тогда монахом.

В 1958 году я вернулся в Сикким. Мы бежали из Тибета, мы – это 12 лам, собственно почти мальчиков. По возвращении я жил у моего дяди, продолжая учиться у него живописи (дядя Норбу был знаменитым художником по тханкам в Сиккиме). Я жил у него несколько лет и ходил в школу в Дарджилинге. В 1964 году Кармапа позвал меня к себе в Румтек, где я начал изучать искусство у Лхадрипы Трагьи, одного очень известного и знаменитого тибетского художника. Кармапа тогда как-то сказал мне: «Однажды ты станешь моим учителем». Я не мог этому поверить. Тогда у меня вообще не было никакого желания сидеть спокойно на одном месте и рисовать (Норбу смеется). Но Кармапа подчеркнул: «Придет время, когда ты будешь моим Мастером линии живописи». Так я продолжал учиться и оставался в Румтеке до того момента, когда Кармапу прооперировали в Гонконге, а затем и после его смерти.

Когда ты впервые посетил Европу?

Ханна и Оле пригласили меня в 1984 году приехать рисовать в Копенгаген. Мой дядя начал расписывать прихожую и гомпу центра «Кагью Сертренг» (линии Карма Кагью), но умер во время работы над красным четырехруким изображением Любящих Глаз». Так я приехал в Копенгаген, чтобы закончить эту работу (изображение Будды с шестнадцатью архатами и Карма Пакши).

Что ты в настоящий момент делаешь здесь, в Родби?

В основном моя работа здесь связана с Махакалой. Это очень необычно и особенно. Мы с Моникой Крузе обсуждали этот проект и договорились изобразить на стенах все семейство Махакалы. Это – долгосрочный проект, на этой неделе здесь уже появилась Махакали (женская форма Махакалы, его спутница). В следующем году мы добавим формы Церингмы и ее четырех сестер. Большая семья! Кроме того, мы заедем в Копенгаген перед моим отъездом в Париж. Нужно переделать прихожую в центре. Там у нас проблема с дымовой трубой, в которую затекла вода и разрушила краски. Поэтому мы поедем и посмотрим на все это.

Ты не только рисуешь на камне, также твоя работа – роспись и наполнение статуй. Можешь рассказать нам об этом?

Наполнение статуй требует высококвалифицированного образования. Я этим, собственно, не занимаюсь, но мне нравится расписывать статуи.

Но ведь существует проект относительно качества статуй, которые мы покупаем?

Да, мы как раз начинаем. Сейчас мы пробуем найти заинтересованных людей и хотим провести своего рода конференцию. Кюнзиг Шамар Ринпоче делал пожелания для Европы. Из-за всего произошедшего в Румтеке нам необходимо безопасное место, чтобы сохранить нашу культуру. И это касается не только живописи, но и работы с металлом и деревом, изготовления статуй и т.д.

Поэтому я организовал мастер-классы (Workshop) во Франции (примечание: уже семь лет в Ле Босте проводятся мастер-классы, где можно обучиться классической тибетской живописи, а также работе по металлу и дереву. Со следующего года подобные курсы будут проводиться в центрах Алмазного пути). Все, кому это интересно, – добро пожаловать!

И я бы хотел, чтобы в будущем статуи изготавливались в Европе. Качество работ из Непала или Индии в последние годы сильно ухудшилось. На статуях можно найти всевозможные странные детали, совсем не обязательные, но повышающие их цену. Раньше мастер по тханкам или статуям высоко ценился. Только немногие были держателями передачи и обладали специальными знаниями. Но сегодня в связи с коммерциализацией рынка каждый может производить статуи и рисовать тханки. Очень жаль. И теперь мы пытаемся вернуться от количества к качеству.

Какое у тебя видение буддийской живописи и тибетского искусства в Европе?

Европа по-настоящему хороша. У нее отличное будущее. Азию мы, к сожалению, потеряли. Все перемешано и больше нет ничего подлинного, особенного или редкого. В Европе у нас много возможностей, прежде всего благодаря хорошей Сангхе. В чем заключается разница? Если в Азии работают – то только за деньги. В Европе же работают для Дхармы. Жизнь в Азии сурова, здесь же все намного приятнее и легче. Буддизм здесь будет расти.

С тех пор, когда я впервые попал в Европу, произошли огромные изменения и развитие. Мы теперь гораздо лучше осведомлены здесь, на Западе. Когда наши дети придут в центры, они будут простираться и медитировать. Я действительно думаю, что будет приходить все больше людей. В этом сила буддизма: она – не в отшельничестве и книгах, но в том, что все работает и дает результаты.

Кто может рисовать с тобой? Есть ли критерии отбора?

Все, кому интересно, могут прийти и рисовать. Свяжитесь с Зильке Келлер (Silke Keller) из Кельна (artgroup@diamondway-mail.org) (сейчас Зильке живет в Мюнхене – прим. ред.). Через нее мы собираем всех заинтересованных. Этот адрес могут использовать также и центры, которые хотят провести у себя курс по росписи статуй. Просто соберите все данные о статуях: вид, размеры и т.д. Я всегда провожу лето в Европе и приезжаю туда, где во мне нуждаются. Зильке знает даты моего приезда и организовывает мою поездку. В некоторых местах я бываю в любом случае – это Кельн и Родби. И когда мы встречаемся, мы выясняем, какое место самое лучшее для будущих встреч, то есть где для них наилучшие условия. Самое важное – создать хорошую команду. 1 апреля 2006 года я вернусь в Европу, мы можем встретиться, чтобы познакомиться и вместе работать.

Контакт по обучению традиционной тибетской живописи и росписи статуй в России: Мария yagich@gmail.com

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Все, что происходит, – это свободная игра ума»

Лама Оле Нидал

Новости центров