Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

23.10.2017 - 23.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Путевые заметки  → Открывается современному миру Индия?

Открывается современному миру Индия?

С 24 сентября по 1 октября 2014 года в Индии прошел международный индийский конклав IBC-2014 – глобальная платформа буддийского сообщества всего мира. В нем приняли участие 120 делегатов из 32 стран – представители всех направлений буддизма, лидеры общественного мнения, туроператоры и журналисты. О том, что интересного было в поездке и как она отразится на буддистах России, рассказал Александр Койбагаров.

 

koybi-2Каковы были ожидания от поездки?

АЛЕКСАНДР: Ожидания были самые фантастические. Например, что у нас будут выбирать буддийского Папу*. Не знаю, почему они выбрали именно это название для мероприятия. Еще я думал, что туристические официальные лица будут уговаривать нас возить в Индию туристов и устраивать паломничества. Или что нам раскроют какие-то особенные тайны этих мест, куда нас собирались везти. Или что нас просто хотят на этой базе познакомить со всеми буддистами мира. Правда, об этом я подумал в самом конце, когда узнал, что пригласили делегатов не только из России, а из всех буддийских стран — и даже из небуддийских. Сбылось все, но не так, как думалось.

Россия впервые присутствовала на таком событии. Насколько российские буддисты со своими проблемами и пожеланиями пришлись к месту?

АЛЕКСАНДР: Весь мир был представлен на этом конгрессе, и это очень воодушевляюще — такое собрание людей, которые практикуют буддизм, приобщают к буддизму, а также возят небуддистов по святым буддийским местам. Мы увидели полный набор буддистов из разных стран. Были делегаты из таких стран, которые я считал мусульманскими, например, из Бангладеш. Оказывается, там тоже есть буддисты. А еще из Японии, Кореи, Сингапура, Китая, Малайзии, Индонезии, Вьетнама, с Тайваня. Присутствовали представители турагентств, которые возят туристов в Индию из Европы, Америки и Австралии.

Как была организована встреча?

АЛЕКСАНДР: Официальная часть была представлена в лучших советских традициях. Нас принимали на таком уровне, что я даже не ожидал. Встречали нас, правда, не пионеры, но мужчины, женщины, мальчики, девочки, монахи, которые нам дарили традиционные индуистские венки, рисовали красный третий глаз, дарили цветы, стучали в барабаны. Видно было, что мы особенные, что нас пригласило правительство Индии, что нас любят, что мы, по их мнению, действительно важные персоны. В Варанаси перекрыли весь город. Это как если бы Гагарин приехал или Рейган, в советские времена. На нас смотрело все индуистское население города, которое собралось делать ежевечернее подношение богине-матери реки Ганг.

А как на это реагировали гости?

АЛЕКСАНДР: Буддисты вели себя как всегда: вместо того, чтобы церемонно сидеть и наполняться важностью момента, сразу побежали фотографироваться в разных ракурсах, а пара дядек рок-н-ролльного возраста стали под ритуальную музыку изображать ужимки и прыжки. Это, конечно, не так весело, как наши буддийские туры по России и другим местам  — не было такой энергии. Но все равно присутствовало благословение, и мы всё посмотрели; а ритм был такой же, как в наших турах — мы все время куда-то бежали.

Помимо посещения туристических мест паломничества был ряд официальных мероприятий, на которых обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются путешественники в Индии. Удалось ли наладить прямые контакты на местах?

АЛЕКСАНДР: Были официальные встречи, были официальные речи. Официоза было столько, что иногда это становилось забавным. Особенно меня потрясло, когда выступали министр туризма Индии, министр штата Бихар, министр образования и культуры. Говорили они много, очень долго, очень эмоционально и с большим чувством. Но то ли это было на хинди, то ли на таком английском, что мы все считали его хинди, — словом, к сожалению, этот запал, страсть и воодушевление остались для нас непонятыми в силу языковых сложностей и отсутствия перевода. Будет ли из этого толк, достигнет ли официальное мероприятие тех целей, которые ставили перед собой организаторы — не знаю. Индия сейчас открывается современному миру, хочет привлекать к себе молодежь и креативных людей. Может, сначала оладьи будут с маленькими комками, не все будет гладко, но видно, что новое правительство, новый премьер-министр хотят встряхнуть Индию, модернизировать, привлечь лучшие силы со всего мира. Мы и раньше возили в Индию наших буддистов, и этот поток все увеличивается. Люди становятся смелее, богаче, хотят узнавать мир и путешествовать.

Какие проблемы обсуждались на конгрессе?

АЛЕКСАНДР: Проблема, наверное, одна: российские буддисты не самые богатые. Они все-таки занимаются духовными практиками, это для них важно, а все остальное второстепенно, поэтому денег у них в большинстве своем немного. А Индия — страна дорогая в плане перелета. Не в смысле, что там дорого жить — наоборот, если уж добрался до Индии, то здесь дешево и тепло, нет необходимости в теплых вещах и шубах, но билеты дорогие, и поэтому позволить себе поехать в Индию может не каждый и не всегда. Для этого надо планировать, откладывать сбережения, специально настраиваться, выбирать время. Это самая первая проблема, почему ездит не так много людей, как хотелось бы.

Отличается ли паломнический туризм от обычного? Что важно увидеть и почувствовать в таких поездках?

АЛЕКСАНДР: Хочется, чтобы это был не обычный тур по памятным местам — когда автобус приезжает, туристы высыпают, гид начинает говорить, первым уже надоедает и они уходят, чтобы посмотреть все самостоятельно. А те, кто вышли позже, пропустили половину рассказа гида, не знают, о чем речь, и тоже теряют интерес и разбредаются. В такой насыщенной программе через какое-то время все места сливаются в одно и уже не знаешь, где какой царь жил и что к какому времени относится. Для буддистов важно понять дхармическую важность мест, хочется сделать посещение глубоким и наполненным, чтобы все получили нужную информацию той глубины, которой они хотят, чтобы это не было поверхностным. Чтобы они могли помедитировать, поразмышлять, походить в группе или в одиночку. Чтобы люди почувствовали ценность визита к Будде, к местам, где все начиналось, развивалось, где был дан толчок всей истории мирового буддизма.



Как правило, люди приезжают уже подготовленными. Есть ли смысл обращаться к гидам на местах?

АЛЕКСАНДР: Гиды, конечно, есть, но таких, которые много знают, относятся с восхищением и любовью к Будде, могут заразить и поразить Учением, очень мало.
Как вы относитесь к тому, что гиды на местах считают буддизм одной из ветвей индуизма?
АЛЕКСАНДР: Девяносто процентов населения Индии — индуисты. Буддистов на 1,3 млрд всего 700 тысяч. Это мизерный процент. Индуизм — это религия, которая вбирает в себя и адаптирует все, что считает хорошим. Как результат, Будда для них — аватар Кришны. Для них это естественно, и они даже не понимают, почему буддисты возмущаются. Еще одно недоумение возникает, когда они говорят, что буддизм — ветвь индуизма, хотя это мировая религия, значительно отличающаяся от индуизма. Поскольку Будда родился в индуистской культуре, он использовал многие термины и подачу, которые были приняты в той среде и в то время. Конечно, это радикально разные учения — буддизм и индуизм. Например, для буддистов звучит очень смешно, что в индуизме хорошим кармическим результатом считается только то действие, которое направлено к богу. Если вы что-то жертвуете богу, молитесь ему, делаете пожелания, то вы создаете себе благую карму. А то, что делается для людей и других существ, в карму не засчитывается.
Кроме буддистов, на конклаве гидов слушали туроператоры, которые с религией и философией буддизма не знакомы. Они тоже понесут эти «знания» в массы…
Это станет одним из замечаний, которое мы направим в правительство Индии по возвращении домой. Туризм, направленный на буддистов, чтобы их привлекать, должен уважать их религию и адекватно излагать Учение. Что же касается обычных людей, которых среди туристов большинство, то им интересна вся эта древняя и глубокая культура, для них любая информация ценна.

Какова польза для российских буддистов от участия в Международном конклаве?

АЛЕКСАНДР: На практическом уровне у нас появилось много прямых контактов: с министерством туризма Индии, с представителями на местах, с туроператорами по всему миру. Мы можем рекомендовать хороших гидов, с помощью официальных лиц помогать нашим путешествующим группам. Состоялось совершенно потрясающее знакомство с начальником полиции штата Бихар, который оказался фотографом и автором книги о буддийских мемориальных местах Бихара. Он лично сказал, чтобы мы обращались к нему, если будут какие-то проблемы, что они помогут найти, защитить, разыскать, если что-то будет не так. По его словам, в Индии в основном хорошие люди, но есть и «немного разные». И для защиты от этих «разных» людей существует полиция.

Что особенно запомнилось в поездке?

АЛЕКСАНДР: Древние ступы. Они совершенно не похожи на тибетские, которые мы знаем, — фантастических форм, полные символики. За 2500 лет они выкристаллизовались в совершенные произведения искусства, объекты монументальной скульптуры­ и источники благих энергий. А раньше особо не задумывались ни над символикой, ни над тем, как строить и наполнять, — просто строили так, как получалось. Они больше похожи на гробницы. Вообще говоря, запомнилось все. Эти впечатления будут всплывать потом.

Насколько важно буддисту побывать здесь и что именно стоит посетить?

АЛЕКСАНДР: Каждый буддист хотя бы раз должен посетить несколько главных мест, связанных с жизнью Будды Шакьямуни. Первое — место рождения в Непале, Лумбини. Второе — место Просветления в Гае (которая стала Просветленной Гаей — Бодх-Гаей), с храмом Махабодхи и деревом Бодхи, пещеру Дунгешвари. Третье — Оленья роща в Сарнатхе, где Будда дал свое первое поучение о четырех благородных истинах, которые до сих пор являются базовой концепцией буддизма. В этой поездке у нас добавились еще Раджгир и Гора Грифов, где Будда дал свои главные сутры. Теперь осталось только посетить место, где Будда умер, или, как говорят буддисты, ушел в Махапаринирвану. Ради этого стоит еще раз приехать в Индию и доехать до Кушинагара.

 

Вопросы задавала Алена Ватбольская

Фото: Павел Облапенко

Источник: буддизм.ru | № 25 | 2015|

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Глядя на то, что недоступно взгляду, видеть невидимое – вот высший взгляд»

Наропа, 956–1040

Новости центров