Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

23.10.2017 - 23.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Линия преемственности  → Десятый Кармапа Чёйинг Дордже и его творчество. Элизабет Хадерер

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже и его творчество. Элизабет Хадерер

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже

Каждый из Кармап — уникален не только из-за своего статуса, но из-за качеств, которые он демонстрирует. Данная статья — рассказ о Десятом воплощении Гьялвы Кармапы, основанный на тщательном изучении нескольких исторических источников, некоторые из них цитируются прямо в тексте. Это вдохновляющая история об учителе, который с детских лет проявлял совершенные сочувствие и мудрость.

«Десятый Кармапа обладал настолько сильным сочувствием, что не испытывал ни малейшей злости даже по отношению к тем, кто хотел ему навредить. На неприязнь он всегда отвечал добротой. Нищим, собакам и животным, которые попадались ему на пути, он всегда давал что-нибудь поесть и оберегал их. Он делал для них все, что мог.

Кармапа переживал все явления как иллюзию, не привязываясь к вещам. Он не проявлял гордости, когда был известен и влиятелен, и не расстраивался, когда обстоятельства вынуждали его жить в нищете. Он покоился в устойчивой невозмутимости и при этом всегда был добродушен. Никогда не причинял никому зла и был убежденным вегетарианцем.

За свою жизнь он создал огромное количество тханок и статуй, построил множество храмов — и все это благодаря непоколебимому усердию. Неизмеримую заслугу, накопленную в результате своей огромной щедрости и в этой жизни, и в предыдущих, он посвящал благополучию всех живых существ. Все подарки, которые Кармапа получал от людей, политиков и королей, он передаривал бедным и нуждающимся. Он держался подальше от политических лидеров, которые несли людям зло» (1).

Тибетский ученый Бе Лоцава Цеванг Кункьяб (Бэло) писал о Десятом Кармапе (2) так (из новой книги Шамара Ринпоче «Золотой лебедь в бурных водах: жизнь и времена Десятого Кармапы Чёйинга Дордже»): Десятый Кармапа Чёйинг Дордже — один из самых талантливых художников и самых необычайных людей в истории Тибета. Он родился в то время, когда в Тибете началась «религиозная война» между последователями школы Гелуг под началом Пятого Далай-ламы Нгаванга Лобсанга Гьямцо (1617–1682) и последователями школы Карма Кагью.

Будда Шакьямуни. Автор: Десятый Кармапа Чёйинг Дордже. Tibet Museum — Alain Bordier Foundation

Чёйинг Дордже пережил не только падение власти провинции Цанг в Центральном Тибете, которая до этого поддерживала Кармап и школу Карма Кагью, но и разрушение всех монастырей этой школы и палаточных лагерей Кармапы (3).

Ему угрожала смерть, однако вместе со своим верным спутником Кюнту Зангпо (также его называют Цанг Кхечен (1610–1684)) Кармапе удалось укрыться в граничащем с Кхамом китайском королевстве Лиджанг, в юго-западной провинции Юньнань. Там он прожил 26 лет. Он носил обычную одежду, у него была жена и даже сын. По некоторым данным, сын был признан Кармапой как перерождение Пятого Гьялцаба Ринпоче Драгпы Чёянга (1618–1658). На этот период изгнания пришлась также и самая продуктивная фаза художественной деятельности Кармапы.

Изучив коллекции его произведений по биографиям и автобиографиям, можно сделать вывод, что в течение одной жизни он создал сотни рисунков и скульптур. Однако до нас дошла только одна работа, которую можно однозначно отнести к его авторству: это комплект тханок, состоящий из семи полотен, на которых изображены Будда Шакьямуни и шестнадцать архатов. Все остальные произведения искусства, которые связывают с именем Кармапы, — это либо работы, выполненные в его особенном стиле, или более поздние копии. В случае некоторых произведений, например изображений Марпы и Миларепы, ввиду отсутствия подписей однозначно установить авторство мы не можем.

Шестой Шамарпа Мипхам Чёкьи Вангчуг. Восточный Тибет 1700 – 1799. Rubin Museum of Art

Жизнь Десятого Кармапы Чёйинга Дордже (1604–1674)

Десятый Кармапа родился в 1604 г. в местности Голок в Восточном Тибете. Во время беременности его будущей матери часто снились благоприятные сны. Увидев однажды во сне Гуру Ринпоче (санскр. Падмасамбхава) (4), она назвала ребенка Огьен Кхьяб, что созвучно с названием Чистой страны Гуру Ринпоче — Огьен (также Ургьен, или Оргьен).

Забота о животных

Десятый Кармапа славился своим сочувствием по отношению к животным. Всю свою жизнь он был убежденным вегетарианцем, призывал других не есть мяса и не убивать животных. Особенно он любил птиц. В его биографиях описываются две истории, которые наиболее ярко отражают его отношение к животным. Однажды юный Кармапа увидел, как пастухи стригут овец. Он громко закричал: «Не причиняйте животному страдания!» — желая, чтобы пастухи остановились. Они не обратили на него внимания, и тогда сквозь слезы он сказал им: «Того, кто очень хорошо относится к животным, можно назвать благородным человеком и настоящим другом существ. < … > Они [животные] глубоко трогают меня, и я люблю их».

Другая история повествует, как однажды Кармапа нашел вблизи реки большой камень, поднял его и бросил на землю. Когда камень раскололся, из него выползло множество зеленых червячков. Мальчик закричал: «Это живые существа из миров паранойи! Ом Мани Пеме Хунг!». Потом какое-то время он спокойно сидел, будто находясь в медитации. На самом деле Кармапа в это время давал этим червям Освобождение, и они умерли в ту же секунду.

Юность и образование

Детство и часть юности Кармапа провел со своей семьей под присмотром влиятельного и жадного тибетского князя по имени Чагмо Лама. Он забирал себе все подношения и подарки, которые дарили Десятому Кармапе его ученики и монахи. В 1611 г. Кармапа в возрасте 7 лет был официально узнан и возведен на трон Шестым Шамарпой Чёкьи Вангчугом.

Большую часть юности Чёйинг Дордже провел в местечке Панам, что в Центральном Тибете, — вблизи от Шигаце, столицы провинции Цанг. Там он учился у Паво Ринпоче. Невзирая на просьбу Шестого Шамарпы, который мог дать Кармапе соответствующее образование, князь Чагмо отказался отпустить молодого ламу. Так учителем Кармапы стал Третий Паво Ринпоче Цуглаг Гьямцо.

В возрасте двенадцати лет Кармапа впервые посетил монастырь Цурпху, главную резиденцию Кармап в Центральном Тибете. Тогда же его первый раз пригласил ко двору король Цанга, благодаря чему мальчик смог получить представление о политическом управлении того времени.

В 1619 г. Кармапа вместе с Паво Ринпоче отправился в паломничество в Лходраг, расположенный в Восточном Тибете. Среди прочих мест они посетили двор Марпы Лоцавы (1012–1097), где тот впервые встретился со своим главным учеником — Миларепой.

Древо Прибежища традиции Карма Кагью. Автор: Десятый Кармапа Чёйинг Дордже. Collection of Navin Kumar

Десятый Кармапа и его учитель, Шестой Шамарпа

Когда Паво Ринпоче наконец удалось вызволить Кармапу из-под контроля Чагмо Ламы, тот смог продолжить обучение у своего главного учителя — Шамарпы. В 1629 г. Кармапа и Шамар Ринпоче отправились в паломничество к Кайласу, священной горе Тибета. В это время он получил от Ринпоче передачу учений Карма Кагью.

В 1630 г., за год до смерти Шестого Шамарпы, Десятый Кармапа проводил очень много времени со своим наставником. Он с любовью ухаживал за ним во время последней болезни и получил важные поучения и инструкции. Тогда Шестой Шамар Ринпоче сказал, что Шамарпа и Кармапа осуществляют активность Бодхисаттв совместно и всегда поддерживают друг друга. Незадолго до смерти Шамара Кармапа попросил учителя рассказать подробности, которые помогут найти его следующее перерождение, и Шамарпа передал ему их.

Война в Тибете

< … > Он [Гуру Ринпоче] предсказал, что Тибет потерпит раскол: иноземные солдаты набросятся на монастыри. Он также предсказал, что линия передачи Дхармы будет прервана — и это происходит уже сейчас. Однажды он поведал, какое будущее ждет четыре школы Кагью, когда к власти придут Пятый Далай-лама и школа Гелуг: линия Карма Кагью будет смята, как подушка; линия Таглунг Кагью, напротив, сохранится; «Рог Дрикунг Кагью» (5) будет сломан, а Другпа Кагью найдет свое собственное будущее. В любом случае вследствие коллективной кармы в Тибете неизбежно наступят страшные времена (из книги Шамара Ринпоче «Золотой лебедь в бурных водах»).

Маричи. Женский Будда-аспект. Автор: Десятый Кармапа Чёйинг Дордже. Jeff Watt

В 1683 г., когда Кармапе было 36 лет, Пятый Далай-лама и его регент Сонам Чёпел (1595–1658; правил в 1642–1658) пригласили в Тибет монгольское войско под командованием хана Гушри. С их помощью правительство Цанга должно было быть свергнуто, чтобы в Тибете воцарилось господство школы Гелуг. Уже через год в стране вспыхнула война, которая длилась с 1639 по 1642 г. В 1642 г. правительство Цанга было низложено после кровавой битвы за Шигаце, в которой тысячи были убиты и ранены. В результате этого Пятый Далай-лама и его регент захватили в Тибете политическую власть. Поскольку короли Цанга были защитниками Кармап и школы Карма Кагью, волна разрушений прокатилась по всем монастырям Кагью: их либо сравняли с землей, либо принудительно преобразовали в монастыри школы Гелуг. Тогда и сбылось предсказание Гуру Ринпоче о том, что школу Карма Кагью «сомнут как подушку».

Миларепа. Автор: Десятый Кармапа Чёйинг Дордже. Tibet Museum — Alain Bordier Foundation

Побег в Китай

Десятый Кармапа отказался поклясться, что не станет ничего предпринимать против школы Гелуг, и его решили убить; регент Далай-ламы отдал своим солдатам соответствующий приказ. Жизнь Кармапы и его спутника Кюнту Зангпо висела на волоске. Двенадцать дней они без еды продвигались до Кхенпа Джонга (сегодняшнего Бутана), позже добрались до Тсари в Южном Тибете и в конце концов укрылись у правителей китайского королевства Лиджанг в провинции Юньнань (6).

В Лиджанге Кармапа смог в первый раз по-настоящему развернуть свою деятельность. Он основал, а точнее, восстановил четыре храма и ряд мест для медитации, посвятил в монашество тысячу женщин и мужчин из местной народности наси (7) (так их называют письменные источники) и постоянно давал поучения и посвящения. В это же время он развивал свой неповторимый, индивидуальный стиль в изобразительном искусстве. Позднее Десятый Кармапа тайно покинул Тибет и, переодевшись нищим, отправился через восточные провинции Кхам и Амдо искать перерождения своих прошлых учителей: Седьмого Шамарпы Йеше Ньингпо (1631–1694), Шестого Ситупы Мипама Чёпела Рабтена (Мипам Тринле Рабтен) (1658–1682) и Пятого Паво Ринпоче Цуглага Тринле Гьямцо (1649/50–1699) (8).

Шестого Гьялцабпу Норбу Зангпо (1659–1698) он узнал в одной семье из Лиджанга. Некоторые источники утверждают, что тот был сыном Десятого Кармапы. Так Чёйинг Дордже обеспечил продолжение традиции Карма Кагью.

Возвращение в Тибет. Традиция Кагью

«Десятый Кармапа бесспорно является главой < … > Карма Кагью. < … > Но он носит длинные волосы и монгольские одежды [одежды мирянина]. Он путешествует вместе с йомо [попутчицей], сыном, в сопровождении учеников, среди которых есть и женщины (9), и мужчины». (Из автобиографии Пятого Далай-ламы.)

Приняв от Пятого Далай-ламы и тибетского правительства приглашение в Лхасу, Десятый Кармапа в 1672–1673 гг., за два года до своей смерти, вернулся в Тибет. После долгих переговоров и дискуссий с Далай-ламой он наконец получил разрешение поселиться в Цурпху. Правительство Далай-ламы издало указ о том, что все конфискованные у Карма Кагью монастыри с их имуществом должны быть возвращены.

Автопортрет. Автор: Десятый Кармапа Чёйинг Дордже. Rubin Museum of Art

Смерть Кармапы

Незадолго до приезда в Цурпху Кармапа во сне увидел, что скачет на белой лошади в северо-восточном направлении. После этого он сообщил ученикам, что жить ему осталось недолго. В 1674 г. здоровье Кармапы стало заметно ухудшаться. За пару дней до его смерти свет заполнил весь дом, и это могли видеть люди по всей округе.

3 апреля 1674 г. Десятый Кармапа покинул этот мир — согласно источникам, «очень спокойно, после утренней трапезы, состоявшей из чая и супа».

____________________________________________________

(1) Большая часть цитаты о Кармапе Х и его жизнеописание заимствованы из книги Шамара Ринпоче «Золотой лебедь в бурных водах: жизнь и времена Десятого Кармапы Чёйинга Дордже», которая вышла свет в 2012 г. Отрывки в круглых скобках — это вырезанные фрагменты текста; в квадратных скобках содержатся необходимые уточнения, которые отсутствуют в оригинале.

(2) Биография Десятого Кармапы, которая была написана тибетским ученым Бе Лоцавой Цевангом Кункьябом в соавторстве с Восьмым Ситупой Чокьи Джунгне (1700–1774) примерно через 75 лет после смерти Кармапы и называлась «Гирлянда из всесущих исполняющих желания кристаллов». Сегодня она является одним из основных источников, описывающих жизнь Десятого Кармапы. — Прим. автора.

(3) Со времен Четвертого Кармапы Рёлпе Дордже (1340–1383) Кармапы путешествуют вместе с учениками огромным палаточным лагерем (тиб. гар) через весь Тибет, давая поучения и посвящения в разных точках пути.

(4) Считается, что Падмасамбхава в VIII веке основал тибетский, а точнее тантрический буддизм. Он играет важную роль в традиции Карма Кагью и еще бoльшую — в школе Ньингма, старейшей из тибетских буддийских традиций.

(5) Тибетский термин «дри» обозначает самку яка, поэтому здесь приведено сравнение с рогом.

(6) Правители Лиджанга со времен Третьего Кармапы Рангджунга Дордже финансово поддерживали Кармап и школу Карма Кагью. Они снова и снова приглашали в Лиджанг разных учителей этой школы.

(7) Народ, населяющий предгорья Гималаев. Проживают в северо-западной части провинции Юньнань и юго-западной части провинции Сычуань.

(8) Прямое перерождение его учителя Четвертого Паво Ринпоче. Он умер, когда ему было 16 лет.

(9) Шамар Ринпоче. «Золотой лебедь в бурных водах», с. 221: Кармапу презирали за то, что его сопровождали женщины. На тот момент в тибетском обществе женщины занимали более низкое положение, чем мужчины.

ЛИТЕРАТУРА

Beer, Robert. Die Symbole des tibetischen Buddhismus. Munchen: Diederichs, 2003.

Shamar Rinpoche. A Golden Swan in Turbulent Waters. Lexington/VA: Bird of Paradise Press, 2012.

Debreczeny, Karl. The Black Hat Eccentric: Artistic Visions of the Tenth Karmapa. New York:
Rubin Museum of Art & Seattle: University of Washington Press, 2012.

Situ Panchen and the Revival of the Encampment Style / edited by David Jackson. New York: Rubin Museum of Art, 2009.
Pp. 223–251.

Henrik, Havlat (Ubers.). Milarepas gesammelte Vajra-Lieder. Band 1+2. Berlin: Theseus Verlag, 1996.

Перевод с немецкого Екатерины КУРДАНОВОЙ

Журнал Буддизм.ru №25 (2015)

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Моменты одиночества очень ценны. Не рассматривайте одиночество как страдание. Вместо этого черпайте из него силу, чтобы еще лучше осознать богатство способностей, которые каждый из нас может развить»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров