Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддийское искусство  → Статуи – это дворцы для Будд

Статуи – это дворцы для Будд

Интервью с Ханной Раймер

Ханна, расскажи, как и почему ты решила заниматься наполнением статуй.

Все началось почти сразу после принятия Прибежища у Ламы Оле в 1990 году. Я тогда впервые увидела буддийские статуи вблизи, так сказать, «лицом к лицу». Моя первая профессия – ювелирное дело. Я получила ее в академии под Франкфуртом, где научилась работе с золотом и серебром, литью и даже немного кузнечному делу. Так что тогда я смотрела на статуи, как ремесленник, и поставила им не очень-то хорошие отметки. Сегодня я смотрю на них совершенно другими глазами. Но желание заботиться о статуях возникло уже тогда. Я начала все выяснять: сначала у друзей, которые дольше были в Дхарме, и, конечно, у Ламы Оле. Он отправил меня к Лопёну Цечу Ринпоче и Ламе Тёнзангу. Вскоре я услышала поучения Лопёна Цечу, в которых он подробно говорил о статуях. Эти поучения глубоко тронули меня. Например, он сказал: «Статуи – это дворцы». Я захотела понять это всем сердцем, потому что в тот момент я при всем желании не могла разглядеть дворцов в статуях.

От кого, кроме Лопёна Цечу, ты получала объяснения и наставления?

Осенью 1991 года я получила поучения от Ламы Тёнзанга. Он в очередной раз приезжал во Франкфурт, и мне очень повезло, что его переводили с тибетского непосредственно на немецкий. И еще одна удача заключалась в том, что я должна была записывать все, что он мне тогда объяснял. Эти записи я так тщательно спрятала, что нашла их только в 1999 году перед инаугурацией ступы в Шварценберге. Все остальные объяснения, поучения и передачи я получала напрямую от лам и не должна была ничего записывать.

После Цечу Ринпоче самым важным учителем была для меня Ханна Нидал. Она хотела, чтобы в будущем «наполнение статуй» – то, как видел эту сферу буддийской деятельности Лопён Цечу Ринпоче, – заняло прочное место в работе наших центров, чтобы поучения сохранялись и передавались дальше. Незадолго до своей смерти она взяла с меня обещание придерживаться поучений Лопёна Цечу Ринпоче. Осенью 2006 года в Граце я впервые встретила Шераба Гьялцена Ринпоче. Я хотела у него спросить только одно: могу ли я в будущем обращаться к нему с вопросами о статуях. Он засмеялся, как будто ожидал этого, и подробно «допросил» меня: чему, где и у кого я училась, как я делаю свою работу. Мой маленький вопрос превратился в разговор на пару часов. Он постоянно повторял, что Лопён Цечу Ринпоче был великим мастером медитации, и мне очень повезло, что я получала от него поучения. Потом мы вместе заполнили одну статую, и в конце он благословил меня на будущую работу. Тогда я смотрела на статуи как ремесленник, и поставила им не очень- то хорошие отметки. Сегодня я смотрю на них совершенно другими глазами 

Нечто похожее произошло во время встречи с Мипамом Ринпоче, отцом Кармапы. Он тоже хотел все точно знать и настоятельно рекомендовал применять все, чему я научилась у Лопёна Цечу, выполнять то, что он мне поручил, и постоянно держать его в сердце. Мипам Ринпоче сказал, что будет делать для этого пожелания каждый день. Его благословение меня глубоко тронуло. Спустя некоторое время у нас в гостях был Шамар Ринпоче. Он, конечно, увидел мастерскую, которую я, по настоятельному совету Ханны, устроила посреди своей гостиной. Он дотошно расспросил меня, чем я занимаюсь, и проверил мои знания. Потом он дал мне разные советы и сказал: «Ты делаешь хорошую работу, продолжай!»

Похожим образом, но еще более глубоко затронула меня встреча с Семнадцатым Кармапой, который посетил Будда-мастерскую в Касселе в 2007 году. Он тоже спрашивал о моей работе и основательно меня проверял. Затем дал глубокие поучения, которые кардинально изменили мое понимание и придали еще больше уверенности в практике подготовки и наполнения статуй.

Какой видит твою работу Лама Оле?

Его пожелание очень простое: мы должны наполнять статуи в его центрах, применяя поучения, которые дал Лопён Цечу. Эти поучения точно соответствуют наставлениям Первого Кармапы, на которых основывается метод Карма Камцанг и которые очень подробно комментировал Первый Джамгён Конгтрул Ринпоче. По совету Ламы Оле в 2004 году я впервые поехала в Австрию наполнять статуи – прежде всего статуи центров.

Приблизительно в то же время я получила разрешение передавать поучения другим. Так появились (во многом благодаря инициативе Ханны Нидал) Ханна из Имменштадта, Моника из Вены, Света из Санкт-Петербурга, Даша из Киева, Анна из Будапешта и Софи из Гамбурга. Я передаю им информацию и свой опыт на курсах и ретритах, или во время работы у себя дома. Мы также работаем с текстами, проясняем одни вопросы и задаем ламам другие. Каждый из нас, в свою очередь, проводит курсы, и мы все постоянно на связи.

Ты наполняешь только статуи, принадлежащие центрам? Должна ли статуя быть красивой, соответствовать каким-то критериям?

Конечно, я наполняю также и статуи наших друзей в Дхарме. , Чтобы мы могли назвать статую самой красивой, должно совпасть очень много факторов и условий. Было бы прекрасно, если бы люди приобретали только хорошие статуи, но это не всегда возможно. И если у кого-то есть желание наполнить свою статую, я ни в коем случае не буду этому препятствовать из-за того, что статуя не очень красивая или какие-то детали не совершенны. Здесь самое важное – желание ее наполнить.

Как-то Ханна Нидал сказала, что на алтаре не должны стоять пустые статуи и что в ожидании полного наполнения у нее на спине или внутри должен быть небольшой пакетик или «защитник». Так ли это?

Это правда, статуи не должны стоять пустыми на алтаре. Пакетики и «защитники», которые приклеиваются сзади на спину или закладываются внутрь, – это своего рода первая защита. Статуи – это дворцы, и, наполняя их, мы как бы обставляем дворец. Скрученные мантры символизируют поучения Будды. Кроме того, там находится Древо Прибежища, которое символизирует жизнь Будды Шакьямуни, мандалу Будда-аспекта и т.д. Скрученные мантры, реликвии и драгоценности закладываются в определенном порядке, и все это сопровождается хорошими пожеланиями, медитациями и произнесением мантр. Благодаря этому создается поле силы, которое приводится в действие благословением Ламы. Оно работает и действует примерно так же, как поле силы ступы.

Что закладывается в статую и откуда берутся эти вещи для наполнения?

Это зависит от имеющихся условий. Сейчас у нас очень хорошая ситуация, и с нашими средствами мы можем наилучшим образом использовать поучения. У нас есть шафран, сандаловое дерево, драгоценные благовония и все, что нужно для скручивания мантр. У нас есть также дхармические драгоценности, реликвии и т.д. Важно, чтобы мы с радостью и преданностью использовали все наши возможности и знания для наполнения статуй. Все драгоценности и реликвии, которые я закладываю в статуи, благословлены Кармапой.

Если статуя красивая и правильная по внешнему виду и уже при первом взгляде на нее ощущаешь вдохновение, то насколько важно, чтобы она была еще и наполнена?

Изготовление статуй в Непале становится очень коммерческим, а качество и знание теряются. Статуй, которые соответствовали бы всем условиям, очень немного. Поэтому я радуюсь, когда могу наполнить чудесно сделанную статую, где все аспекты и атрибуты переданы правильно, а сама она еще и прекрасно отлита. Но статуи действуют не только на внешнем уровне. Наполненные статуи оставляют впечатления в нашем уме.

В чем практический смысл самого факта наполнения? Разве не достаточно просто видеть перед собой красивую форму, чтобы медитировать?

Для медитации важна сначала внешняя форма, так как нам проще запомнить ее визуально. Но наполненная статуя Будды значит намного больше: она символизирует просветленный аспект тела, речи и ума Будды. Речь, к примеру, представлена особой последовательностью заполнения статуи скрученными мантрами. Благодаря этому ум постоянно находится в контакте с поучениями Будды, более или менее сознательно. И это оказывает воздействие на нашу медитацию: мы все время находимся в поле силы Будды.

Есть ли отличие между статуей, используемой для практики, и статуей, служащей для украшения интерьера?

В принципе нет. Статуи – это не просто красивые формы из металла, это Будды. Люди, которые их видят таким образом, каждый раз контактируют с просветленными полями силы. Наполненные же Будды, несущие благословение Ламы, – особенно мощные. Они работают как усилитель. Медитируя, мы еще и открываемся этим полям силы и получаем благословение и пользу. 

Почему статуи  не продаются сразу же наполненными? 

Это не принято. Статуи придают стабильность и силу тем местам, где они находятся. Они — подлинные якоря и несут в себе очень много благословения, а благословение и поля силы не продаются. Это — подарки Будд и наших лам. Но бывают случаи, когда Лама решает, что какая-нибудь наполненная статуя принесет больше пользы на каком-то конкретном месте. 

Расскажи о традиционной последовательности изготовления статуй. Правильно­ ли сначала благословлять ее, а потом наполнять? 

Сначала статуя формируется и отливается. К заключительным литейным работам относится основательное очищение от остатков литья, копоти и шамота­ (огнеупорной глины). Очень часто нам приходится делать это самим. Собственно наполнение начинается, когда мы совершаем­ духовные очищения­ водой с шафраном, потом статуя наполняется в соответс­твии с поучениями и закрывается. Только после этого ее расписывают, кульминацией чего является «открытие глаз». Когда все это есть, лама благословляет статую и активизирует поле силы. Но придерживаться этой последовательности удается не всегда. 

Есть ли отличия в наполнении в зависимости от того, кому статуя принадлежит — центру или частному лицу?  

Да, кое-какие отличия есть. Само наполнение, в принципе, остается без изменений: например, порядок заполнения статуи скрученными мантрами остается прежним. Но внутри «центровской» статуи всегда очень много благословленных вещей и драгоценностей, и от нее исходит хорошо ощутимое воздействие полей силы.

Кроме того, тот, кто ее наполняет, делает много хороших пожеланий — для конкретного центра и людей, которые в него приходят.Пожелания — очень важный аспект нашей работы. Мы всегда помним, что в центр приходят разные люди, — некоторые впервые, — и впечатление, которое остается у них в уме, наверняка будет хорошим, если их привлечет правильно и наилучшим образом наполненная статуя. Это происходит почти неосознанно, на уровне переживания, когда у человека возникает такое чувство: «Этот Будда очень красивый, он мне нравится!» 

По просьбе Ламы Оле и Ханны ты уже провела в России четыре курса. Расскажи, какими они были? 

Курс в Карелии был очень интенсивным. Света пригласила друзей из разных городов России и Украины, которые хотят, чтобы наполнение статуй стало частью деятельнос­ти наших центров. На этом курсе со статуями произошло, наверное, все, что только может произойти во время подобной работы. Таким образом, у нас все время была возможность применять поучения и наши технические ноу-хау.

У Светы было очень много вопросов и хороших идей. Мы работали практически день и ночь и в конце курса поняли, что вскоре нам нужно будет снова встретиться — чтобы продолжить обучение, проанализировать и обобщить весь материал. Поэтому я снова при-ехала в Россию в мае, на этот раз в Пятигорск, и курс был таким же насыщенным, как в Карелии. Когда он закончился, был страшный ливень с лучезарной светящейся радугой. И на обратном пути в Москву, когда мы подводили итоги в поезде, нас больше часа сопровождала радуга. Лама Оле расценил это как хороший знак. В том же году, в ноябре, был курс в Луганске, а в мае 2008 года мы с тридцатью друзьями провели ретрит в Аскате. Следующий пройдет в мае 2009 года в Нижнем Новгороде.

Для меня это огромная радость — видеть, как Будды проявляют свою активность в России.

Вопросы задавала Светлана БЕЛЯЕВА

Перевод с немецкого Александры ФУКС

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Бодхисаттвы всегда делают пожелания, чтобы у существ были подходящие условия времени, места, климата для улучшения их кармы»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров