Лама Оле Нидал
Начиная с 1972 года Оле Нидал, первый европейский лама и мастер медитации, основал более 650 центров медитации по всему миру
 
 

Главные события

22.10.2017 - 22.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Философия  → Некоторые мысли о четырех мыслях

Некоторые мысли о четырех мыслях

Анатолий Соколов

Каждую практику Алмазного пути предваряет «общая подготовка» — четыре мысли, на которых мы концентрируемся, приступая к медитации. Классики школы Кагью уделили этой теме большое внимание, посвятив ей примерно пятую часть своих основных трудов. Например, в «Драгоценном украшении освобождения» Гампопы каждой из четырех мыслей посвящена целая глава, а всего книга содержит двадцать одну главу. В книге «Светоч уверенности» Джамгёна Конгтрула Великого четырем мыслям посвящена первая из пяти глав.

Размышления над четырьмя освобождающими мыслями могут стать отдельной практикой. Вспоминая же о них перед медитацией, мы не погружаемся в глубокие размышления, но просто еще раз напоминаем себе о важных вещах, чтобы направить свой ум в правильное русло. Причем, несмотря на то что, делая нёндро, мы последовательно выполняем разные практики, направленные на очищение тех или иных завес и омрачений, на раскрытие тех или иных Будда-качеств; несмотря на то что, выполняя практики, мы непрестанно развиваемся и должны, по нашим представлениям, получать какую-то новую информацию, — эти четыре мысли неизменно остаются на своем месте, в начале каждой медитации.

Разве требует специальных объяснений то, что все вокруг, включая нас самих, непостоянно и обязательно когда-нибудь исчезнет?

Почему так? Почему мысли, которые на первый взгляд кажутся нам довольно простыми и не требующими особых комментариев и объяснений, остаются в качестве подготовки к каждой практике Алмазного пути на любом уровне развития практикующего? Казалось бы, взглянув вокруг и сравнив свое положение с ситуацией менее удачливых людей, каждый сразу поймет, насколько ему повезло в жизни. Разве требует специальных объяснений то, что все вокруг, включая нас самих, непостоянно и обязательно когда-нибудь исчезнет? Разве не понимает каждый из нас, что закон причины и следствия работает всегда и «от осинки не родятся апельсинки»? Нам не требуется Будда, чтобы понять, что «бывают в жизни огорчения», о чем в целом говорится в четвертой мысли. Почему же именно эти четыре мысли оказались на месте предварительной подготовки, а не другие, например, мысли о сочувствии и мудрости, о Будда-природе, о мешающих эмоциях, жестких концепциях или о чем-нибудь еще? В этой статье мы попытаемся поискать ответы на эти вопросы.

Возможно, упор именно на эти четыре мысли сделан потому, что они очень важны для нашей практики. Они мотивируют нас, помогают не забывать о том, что Дхарма важнее всего, с чем мы встречаемся в жизни. В прямом переводе с тибетского эти мысли называются «четыре аспекта, поворачивающие мышление (от сансары к нирване)». Это значение также объясняет нам их важность и необходимость.

Очевидно, четыре мысли были выбраны в качестве начала всех практик именно потому, что в суете повседневной жизни мы постоянно забываем об этих простых вещах, ведя себя так, будто они не являются для нас важными. И поэтому нам требуется Будда, который может напомнить, как обстоят дела в действительности.

На вопрос «Чему ты учишь?» Будда отвечал: «Тому, каким все является на самом деле». И действительно, многие буддийские поучения построены по такой схеме: «нам кажется, что ситуация выглядит таким-то образом, а на самом деле все совершенно иначе», и потом даются объяснения, каким все является в действительности. То же самое и с четырьмя мыслями: каждая из них напоминает, насколько неправильно мы видим ту или иную сторону жизни из-за своей привычки воспринимать ее неправильным образом. Давайте рассмотрим эти мысли одну за другой.

Драгоценное человеческое тело

Традиционно объясняется, что для обретения нами драгоценного человеческого тела должно сойтись восемнадцать условий: восемь свобод, пять условий, зависящих от нас самих, и пять, зависящих от других. Вероятность обретения драгоценного человеческого тела приравнивается к шансам черепахи, раз в тысячу лет всплывающей со дна океана, продеть голову в деревянное кольцо, которое носится по волнам.

Действительно, посмотрев вокруг, мы увидим, что тех, кто не имеет возможности практиковать Учение, гораздо больше: начиная с насекомых, которые обладают, несмотря на свою простейшую организацию, Будда-природой, но тем не менее лишены шансов познать ее в таком теле, и заканчивая нашими соседями и друзьями, которым мы много рассказывали о замечательных результатах буддийской практики, что, однако, не вдохновило их встать на тот же путь. Можно подумать и об обитателях адов и миров голодных духов — их также бессчетное множество.

Вроде все очевидно: нам несказанно повезло и мы должны, бросив все дела, использовать этот драгоценный шанс прямо сейчас, пока он есть. И какие же выводы мы делаем из этого понимания и как ведем себя в обычной жизни? Если честно посмотреть на наше поведение, то можно увидеть, что мы мало ценим возможности, которые предоставляют нам человеческая жизнь и наше драгоценное тело. Мы чаще сравниваем себя и свое положение с теми, чья ситуация в обусловленном мире лучше нашей, кто заработал больше денег или кому больше повезло в других сферах жизни. Мы не ценим то, что у нас есть, концентрируясь на том, чего у нас нет, но что хотелось бы иметь. С огромным усердием мы стремимся улучшить свою ситуацию, найти что-то приятное в жизни, получить больше комфорта и любви. Эта погоня за благополучием занимает большую часть нашей жизни, так как именно в нее мы вкладываем львиную долю своих усилий, искренне думая, что дело того стоит.

Можно сказать, что мы постоянно пребываем в иллюзии, видя то, чего нам не хватает, и не замечая при этом того, чем обладаем. Вместо того чтобы осознать, как нам повезло — у нас есть все возможности для практики и улучшения своей ситуации не только в этой жизни, но и на много жизней вперед или даже навсегда, возможности стать способными помогать другим, — мы предаемся рассуждениям типа «ах, как я был бы счастлив, если бы у меня было то-то» или «если б я только смог поехать туда-то».

Вряд ли кто-то станет спорить с тем фактом, что имеющаяся у нас сегодня возможность использовать это драгоценное тело по назначению не будет вечной. Но обычно мы предпочитаем не думать об этом.

Причем как только любая наша заветная мечта осуществляется, ее место тут же занимает следующая. С одной стороны, это означает прогресс в человеческом мире желаний, с другой — огромную иллюзию, препятствующую достижению Просветления. Вместо бесконечной гонки за призрачным счастьем, не правильнее ли посмотреть в другую сторону — внутрь себя?

Иногда наше тело подводит нас, например, когда болеет или не подчиняется нам, как мы привыкли. Парадокс в том, что именно такие трудные моменты жизни помогают нам по-настоящему оценить преимущества нашего «обычного» состояния — к сожалению, чаще всего задним числом. Возможно,  нам необходимо каждый раз перед практикой напоминать себе о тех возможностях, которые есть здесь и сейчас,  чтобы попусту не растратить их?

Вряд ли кто-то станет спорить с тем фактом, что имеющаяся у нас сегодня возможность использовать это драгоценное тело по назначению не будет вечной. Но обычно мы предпочитаем не думать об этом. Поэтому перед каждой практикой в дополнение к пониманию драгоценности нашего тела мы вспоминаем о непостоянстве всего сущего.

Непостоянство

Человеческая природа такова, что обычно мы думаем: если нам хорошо сейчас, то так будет всегда. И если у нас есть тело и присущие ему возможности, то эти возможности будут у нас всегда. Очевидно, что это не так — никто из нас не стал моложе, чем был минуту назад. Однако иллюзия того, что в будущем все останется таким, как сейчас, является нашим обычным состоянием.

Откуда берется эта уверенность? Видимо, она появляется из-за того, что непостоянные вещи и явления очень похожи друг на друга в прошлом и настоящем, и мы путаем себя сегодняшнего с собой вчерашним, отказываясь заглянуть в старый фотоальбом и признать очевидное: десять лет назад мы были совсем другими, а значит, через десять лет тоже изменимся по сравнению с сегодняшним днем.

Мы верим в то, что всегда будем способны использовать тело. Верим, что ситуация всегда будет такой же хорошей, как сейчас, и мы всегда будем молодыми, сильными, здоровыми и красивыми. Во всяком случае чаще всего мы ведем себя именно так — не замечая, что каждый потерянный день не вернуть.

Стоит всего лишь оглянуться вокруг, чтобы заметить, что старость, болезнь и смерть, которые мотивировали Будду на поиски вневременного счастья, не минули окружающих, а значит, и нам их не избежать. Вроде, простая мысль, но почему-то нам всегда кажется, что именно нам повезет. Мы старательно отгоняем любые мысли о том, что даже если мы доживем до глубокой старости, то и тогда наше замечательное молодое и красивое тело неминуемо станет немощным и больным. Об этом не хочется думать — наоборот, приятно жить в иллюзии, что нас это не коснется. Даже если мы задумываемся по поводу несчастья и смерти, то обычно это происходит в таком ключе: «Это может случиться с кем угодно, но только не со мной». На уровне интеллекта мы это допускаем, но на уровне внутреннего опыта, глубинного понимания, не принимаем.

Непонимание закона непостоянства выражается также в нашем любимом перенесении важных дел «на потом». Захваченные повседневностью, мы откладываем нашу практику, любое наше позитивное поведение на потом. Думаем, например: «Когда у меня будет больше времени, я буду практиковать часами». И так же, например, с щедростью, первой парамитой: «Когда у меня будут деньги, потом, – я буду ими делиться…» Так можно ждать до пришествия Майтрейи. На самом деле, логичнее использовать момент «здесь и сейчас», чтобы, пока есть возможность, заложить хорошие причины для будущего счастья.

Стоит всего лишь оглянуться вокруг, чтобы заметить, что старость, болезнь и смерть, которые мотивировали Будду на поиски вневременного счастья, не минули окружающих, а значит, и нам их не избежать. 

Как общество смотрит на вопрос непостоянства? Оно всячески его избегает, старательно зарываясь головой в песок. Что мы увидим, если посмотрим в телевизор? Рекламные блоки, говорящие нам: «Купи это – и будешь счастлив». И нам вдруг покажется, что новая рекламируемая вещь сулит нам непреходящее счастье. Мы поверим, что, купив новую машину, квартиру или модную вещь, мы наконец-то станем счастливы — причем на этот раз навсегда… Очередная иллюзия, культивируемая обществом потребления.

«Двигатель торговли» функционирует за счет эксплуатации иллюзии того, что непостоянная вещь может дать нам постоянное счастье. Заглянув в красочный журнал, мы увидим красивых улыбающихся девушек на пляже, и нам покажется, что они счастливы, раз могут так красиво улыбаться. Значит, счастье есть, но оно «где-то там», и чтобы его получить, нужно лишь поехать в ту далекую солнечную страну, где и мы сможем быть такими же счастливыми, как девушка с обложки журнала. Или даже встретить эту самую девушку и обрести наконец то, о чем мы так давно мечтали. Навсегда.

О чем умалчивает реклама, так это о том, улыбается ли девушка после фотосессии, и о том, что момент приобретения вещи или отъезда к теплому морю является лишь началом конца этой самой вещи или поездки. И даже те, кто делает эту заманчивую рекламу, обещающую счастье «там»,  попадаются в ловушку, расставленную их же коллегами. Они тоже мечтают о счастье и ищут его снаружи.

Все, что начинается, обязательно заканчивается, и наши действия, мотивированные тем или иным устремлением, приводят к соответствующему результату. Стремление найти счастье в непостоянных вещах — очевидный самообман, который приводит лишь к еще большему погружению в иллюзии. Чтобы изменить свой настрой, мы вспоминаем о причине и результате — следующей из четырех мыслей.

Причина и результат

Закон причины и следствия каждый может отследить, просто наблюдая за тем, как все происходит в этом мире. Подобное рождает подобное, и то, что мы делаем, приносит соответствующие плоды. Мир, в котором мы живем, – создали мы сами, в нынешней жизни или в прошлых. Однако обычно мы не хотим признавать этот факт, считая, что в наших бедах виновато государство, общество или социальные условия. Интересно, что многие психологические школы, появившиеся в последнее время, также находят причины проблем именно в других — в наших родителях, воспитании и так далее, — снимая ответственность с нас самих. И мы охотно следуем за этой обманкой, не желая понять, что сами создали свое настоящее. Может быть, потому, что не хотим отвечать за результаты, если они нас не устраивают?

Иллюзия того, что слова и действия не приносят последствий, поддерживается нашей плохой памятью и сложностью кармических связей. Если бы в момент совершения каждого поступка мы видели, к чему он приведет в будущем, то, возможно, полностью изменили бы свое поведение и привычки сегодня.

Только принятие ответственности за свою жизнь и свое будущее может помочь нам изменить ситуацию в лучшую сторону. Понимая, что мы сами создали свое настоящее, мы говорим себе: «Я делал многое неправильно, что привело к моему нынешнему состоянию, которое во многих отношениях неудовлетворительно, но с этого дня я решаю изменить свою жизнь и сам создам свое будущее, которое будет лучше». Легко сказать, да сложно сделать. Довольно часто, решая, «быть или не быть», мы идем на компромисс с собой, думая, что немножко разозлиться не помешает, немножко обмануть кого-то в свою пользу не повредит нашей карме, убить насекомое — вроде бы, и не убить никого, а взять то, что плохо лежит, — само собой разумеется. Не так просто быть честным по отношению к самому себе, проверяя каждое действие, мотивацию или удерживая чистое видение. Чаще мы думаем, что если никто не видит, что мы делаем, – не видит и «тот, кто назначает карму». Но карма не назначается, а является прямым следствием впечатлений, которые мы автоматически засеваем в ум каждым своим словом, действием и даже мыслью. Любое действие засевает в ум впечатление, которое впоследствии всплывает в виде подобного ему переживания.

Иллюзия того, что слова и действия не приносят последствий, поддерживается нашей плохой памятью и сложностью кармических связей. Если бы в момент совершения каждого поступка мы видели, к чему он приведет в будущем, то, возможно, полностью изменили бы свое поведение и привычки сегодня.

То же самое и с полезными действиями. Часто мы пренебрегаем возможностью сделать мало-мальски полезное дело, сберегая себя для других, более великих дел. «Вот когда станем Бодхисаттвами, тогда и свершим величайшие деяния на благо других», — думаем мы, как обычно, откладывая все на потом. «Я бы с удовольствием, но…» — обычная отговорка, якобы позволяющая нам оправдать свое нежелание сделать доброе дело прямо сейчас. Время уходит — мы теряем его, вместо того чтобы использовать возможность принести хотя бы малую пользу другим, забывая при этом о собственном эго. Но даже если мы решим совершать только позитивные действия, внезапного превращения нас в идеального Бодхисаттву не происходит.

Важной частью практики становятся постоянные усилия по созданию позитивной привычки все время быть готовым помочь другим и делать это даже в мелочах — подвезти кого-то на машине, даже если нам не совсем по пути, угостить друзей в центре, позаботиться о тех, кто рядом. Практиковать таким образом нам мешает не только лень, но и наши собственные мешающие эмоции. Охваченные ревностью, гордостью или злостью, мы забываем про все хорошее и делаем глупые вещи, разрушающие наши благородные намерения.

Недостатки сансары

Будучи молодыми и здоровыми и наслаждаясь жизнью, мы пребываем в уверенности, что являемся капитанами своей судьбы. Но однажды происходит что-то неприятное — shit happens,  как говорят англоязычные граждане, — «ерунда случается». Причем эта «ерунда» обычно воспринимается нами как ошибка в программе, как нечто, что не должно происходить, но почему-то происходит. Нам кажется, что это временное явление, какое-то недоразумение, что все изменится, и завтра или через год нам обязательно подвернется что-нибудь новое, лучшее — счастье наконец придет к нам в руки. Нам кажется, что на самом-то деле у нас все хорошо и все получится.

Такой взгляд помогает нам не воспринимать неудачи всерьез и добиваться большего в жизни. Однако, как ни печально, «ерунда» является неотъемлемой частью нашей жизни в сансаре — не ошибкой программы, а изначально заложенной в ней опцией. Проблема в том, что в попытке проигнорировать эту опцию и поймать то, что неуловимо, проходят годы и целая жизнь. В результате следования этой иллюзии, мы всегда живем не здесь и не сейчас, а «там и тогда», в выдуманном мире надежд и опасений.

Например, влюбляясь, мы видим объект своей влюбленности не как то, без чего мы не можем прожить и дня, а как объект величайшего вдохновения, лишенный недостатков. Тот образ любимого человека, который мы создаем в своем уме, является  не выдумкой, лишенной реальности, а истинным проявлением Будда-природы, реальнее которой нет ничего.

Необходимость вырваться из цепей сансары проявляется на уровне Алмазного пути не в отречении от благ, даруемых нам обществом потребления, как в случае  монаха, а в понимании их непостоянства и пустой природы. Это позволяет нам наслаждаться всем, окружающим нас, не привязываясь к нему. В результате, мы живем как в пятизвездочной гостинице — пользуемся всеми ее благами, понимая при этом, что забрать с собой ничего не удастся. Высшее видение при этом позволяет нам наслаждаться каждой ситуацией, видеть в ней величайший смысл и глубину. Например, влюбляясь, мы видим объект своей влюбленности не как то, без чего мы не можем прожить и дня, а как объект величайшего вдохновения, лишенный недостатков. Тот образ любимого человека, который мы создаем в своем уме, является  не выдумкой, лишенной реальности, а истинным проявлением Будда-природы, реальнее которой нет ничего. Он дает нам вдохновение и огромную энергию в отличие от привязанности, которая лишь ограничивает, заставляя все время проверять, насколько наш объект принадлежит нам. Вместо участия в драме мы просто наслаждаемся чудесным фильмом, независимо от того, какая сцена исполняется.

Получается, четыре типа иллюзий, рассматриваемые в четырех размышлениях, — самые стойкие, и потому противодействие им распространяется на все время нашей практики. И раз за разом, перед каждой медитацией мы напоминаем себе о том, каким все является на самом деле. Смысл нашей работы с собственным умом заключается в том, чтобы избавиться от иллюзий и просто научиться принимать все таким, как есть. Видеть мир таким, каков он есть, а не сквозь призму наших надежд и страхов, — это и есть Просветление.

Об авторе:

Анатолий Соколов, Санкт-Петербург, 40 лет. Принял буддийское Прибежище у  Ламы Оле в 1989 году. В 1996 году Лама Оле попросил его ездить с лекциями. Профессионально занимается фэн-шуй, проводит курсы и консультации.

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если мы пробудим в себе доверие к Ламе, передача просветленных качеств станет возможной, а переживание этих качеств в свою очередь усилит наше доверие»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров