Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

13.12.2017 - 13.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Ключ – это сочувствие и мудрость

Ключ – это сочувствие и мудрость

Интервью с Его Святейшеством Семнадцатым Кармапой Тринле Тхае Дордже, которое он дал специально для московского журнала «Монолит».

Вас называют сознательно перерождающимся ламой Тибета. Что это означает?

Исторически именно Кармапы положили традицию перерождения лам (в буддизме вообще и тибетском буддизме в частности). И поэтому они известны как «первые тулку».

Эти ламы – сознательные перерождения великого Бодхисаттвы по имени Кармапа, который в будущем станет просветленным и повернет колесо Учения подобно Будде. «Сознательно перерождающийся» – означает «обладающий свободой выбирать, где родиться», и это метод, который каждый человек сможет использовать спустя какое-то время.
Такова правда с буддийской точки зрения.

Буддизм – религия или философия?

Учение Будды обладает определенными характеристиками и религии и философии, но сам духовный путь, которым является буддизм, лежит за рамками этих двух категорий, и поэтому его трудно определить с их помощью.

Буддизм – это путь, который исследует происхождение и природу каждого переживания или явления, чтобы выяснить, содержат ли они какую-либо постоянную сущность.

Каковы критерии подлинности буддийского ламы?

Лама – значит учитель. Это и все, собственно. Буддийский учитель должен обладать качествами подлинного сочувствия и глубоким знанием Дхармы (Учения Будды). Кроме того, лама не только делится своим знанием  – он должен практиковать то, чему учит, и доверять тому, что передает другим.

Есть и другие качества учителя, но сочувствие и мудрость важнее всего. На них следует обращать внимание при проверке ламы, это самый верный способ убедиться в его подлинности. И только время покажет, кто он такой.

Как можно определить, обладает ли учитель сочувствием?

Настоящее сочувствие выражается и физически, и умственно. Если это качество есть  в человеке, оно проявится в словах и жестах, – в любой момент, при любых обстоятельствах. В целом, причина, по которой настоящего учителя найти так трудно, заключается в том, что мы можем опираться только на очень простые и основополагающие доказательства. Например, мы не умеем читать в умах других людей. Поэтому нам приходится судить по их жестам и словам, по их поведению. Внешнее спокойствие, хладнокровие и собранность человека обычно указывают на соответствующие внутренние качества. Но, увидев это, необходимо понять, долго ли он умеет сохранять эти качества. Это основные признаки искусного учителя.

Можно ли сегодня найти подлинного ламу не на Востоке?

Если учитель, будь то мужчина или женщина, обладает этими базовыми качествами, неважно, где он живет – на Востоке или на Западе.

Существуют  ли какие-либо правила поведения или запреты для практикующего буддиста?

На абсолютном уровне нет вообще никаких запретов, поскольку каждое переживание явлений – не что иное, как игра. Но пока мы не обрели полный контроль и стабильность этого опыта, наш долг – осознавать действия своего тела, речи и ума. В противном случае, мы наносим вред себе и другим, а в этом нет необходимости. Поэтому важный совет – оставаться осознающим, совершать десять позитивных действий и избегать десяти негативных.

Есть мнение, что развиваться духовно можно, только отказавшись от мирской жизни и удалившись в пещеру или  монастырь. Верно ли это?

Что ж, это хитрая вещь. Это, собственно говоря, зависит от времени и эпохи. Например, во времена Миларепы практиковать в пещерах всю жизнь означало приносить другим и себе большую пользу, но сегодня такая практика не вписывается в рамки общества.

Широко известна буддийская идея о том, что у людей есть прошлые и будущие жизни, в которых они могут перерождаться животными, насекомыми и т.д. В чем причина этого?

Все существа перерождаются в соответствии с сознательными или бессознательными действиями ума и, кроме того, хорошей или плохой кармой. Перерождения, которые на самом деле являются опытом ума, могут осуществляться в самых разнообразных формах и длиться сколь угодно долго. Поэтому и переживания сегодняшнего воплощения, и наши прошлые и будущие жизни во многом зависят от действий ума. Если ум продолжает сохранять очень похожий ритм кармы, накапливается похожий опыт. Но если ум прыгает вверх-вниз и от этого наши действия непоследовательны, сумасбродны – мы будем переживать различные перерождения, с разными впечатлениями. Если сейчас, в человеческом теле, мы накапливаем такую карму, которая ведет к рождению в теле насекомого, то именно в нем мы и родимся. Если же, будучи насекомым, мы создаем карму для рождения в человеческом теле, мы родимся человеком. Приведем пример: скажем, сегодня я актер, играющий в мыльной опере. Если мне хочется продолжать работать в этой области, сняться еще и в следующей мыльной опере, то я так и останусь актером мыльных опер. Но я могу решить, что лучше стать актером кино или начать играть в театре на Бродвее. И все изменится. Никто не рождается актером мыльной оперы.

Иногда нам кажется, что наша подлинная сущность – это человеческая жизнь, человеческое качество, и из-за этого появляются всевозможные концепции. Но важно понимать, что наша истинная сущность – это не человеческая природа, а природа Будды. В приведенном примере говорилось, что мы не рождаемся актерами именно мыльной оперы. Наша природа – это общая способность играть, быть в целом актером.

Можно ли узнать, кем мы станем?

Это зависит от наших действий (кармы).

Расскажите, пожалуйста, о карме.

Карма – это термин, который сегодня часто используется и интерпретируется неверно. Карма просто означает действие, то есть пока у нас имеются «трое ворот»[1] для действия, есть и возможность накапливать карму тела, речи и ума.

Карма – прежде всего действие ума. Если ум  ни за что не цепляется, то о карме и речи нет. Как только ум за что-нибудь зацепился, вот уже и действие. Оно открывает путь привычкам, которые столь взаимосвязаны, что чаще всего мы не способны отличить одну от другой.

Видите ли вы прошлое и будущее людей?

Основываясь на логике, да.

Как вы относитесь к смерти?

Часто человек думает о смерти со страхом или надеждой. Буддийский подход – относиться к ней без этих чувств.

То есть буддисты не боятся смерти?

Живые существа не рождаются буддистами, и поэтому на ваш вопрос ответить трудно. Буддийская терминология сложилась на основе тибетского языка, культуры, определенных заимствований из других языков и так далее. Лучше говорить об отношении к смерти не буддиста, а «практикующего Дхарму». Но на сегодняшний день термины «буддизм» и «буддист» настолько популярны, что изменить это будет трудно. В любом случае, буддийское видение смерти состоит в том, что она не отличается от жизни, она пугает не больше, чем жизнь. Конечно, на индивидуальном уровне у нас много надежд и страхов. Но сам взгляд буддиста – и в отношении смерти, и в отношении жизни – очень мягкий, очень равностный.

Думая о смерти, люди обычно боятся ее и надеются на то, что она не наступит. Иногда, в трудные периоды, человек может даже желать смерти, а будучи на ее пороге – жаждет жить. Так что индивидуальное отношение к смерти хаотично, а буддийское – сбалансированное, ровное. Настоящий практикующий не должен бояться ни смерти, ни жизни.

Для достижения такого отношения существуют бесчисленные методы, которые можно применять в зависимости от типа ума. Если мы слишком расслаблены, из-за чего постоянно теряем время и энергию, нам полезно будет сосредоточиться на непостоянстве жизни – то есть на смерти. Но если мы охвачены разными страхами, то полезнее будет более расслабленный подход.

В любом случае, медитация на непостоянство явлений или жизни – это противоядие и для ленивого ума, и для ума, целиком захваченного мыслями. Поскольку все непостоянно, нам не на что надеяться и нечего опасаться. Иначе, буддисты мы или нет, эти страхи будут  вызываться той неизвестностью, неопределенностью, которая ожидает нас во время смерти и после нее.

Буддийская медитация – это один из способов сосредоточиться на непостоянстве. В конце концов благодаря медитации можно увидеть красоту непостоянства. До того как приступить к медитации, мы учимся и размышляем.

Правда ли, что буддизм советует принимать все, что бы ни происходило вокруг, и ничего не предпринимать, просто относиться философски?

Если мы все совершенно просветлены, то, вероятно, можем просто воспринимать все философски, поэтически и так далее. Но пока мы не достигли этого состояния – хотя все является сном, у нас есть привычка принимать этот весьма замысловатый сон за реальность, и нам следует проснуться от него очень гармоничным способом. И если у нас в этой жизни есть ответственность, нам нужно уважительно к ней относиться ради блага других.

Может ли буддист заниматься политикой?

Как и в случае с Дхармой, подразумевается, что главная идея, стоящая за политикой, – это благо всех, благо общества, счастье людей. Но если действовать неправильно, то и политика, и Дхарма принесут больше вреда, чем пользы.

Поэтому трудно сказать однозначно: наши индивидуальные и коллективные кармы различаются, и в соответствии с этим нам приходится как-то по-своему включаться в жизнь общества. Но, с моей личной точки зрения, одним только хорошим пониманием Дхармы и применением методов мы проливаем свет на то, как нужно относиться к своим обязанностям в жизни, таким как развитие общества, счастье других людей, ответственность гражданина, участие в выборах и так далее.

Какую пользу, по вашему мнению, могут принести обществу буддисты и буддизм?

Думаю, что они принесут ясность и мудрость.

Вы посетили Россию в 2009 году. Каковы ваши впечатления?

Это был чудесный опыт. Я раньше встречал столько буддистов из России и слышал столько рассказов о вашем народе, что наконец побывать здесь и посмотреть, как развиваются люди на пути Дхармы, было замечательно.

Буддизм – одна из традиционных российских религий. Удовлетворены ли вы тем, как он представлен и развивается?

Как буддисту, мне было очень радостно узнать, что буддизм существует в России издавна и является традиционным. Я думаю, это хорошо. Я радовался этому еще до приезда в вашу страну, и увидеть это потом своими глазами было еще большим удовольствием. Так что я надеюсь, что наши традиционные практики принесут людям пользу.

Будучи высоким буддийским ламой, какими вы видите главные проблемы или помехи в духовном развитии современного человека?

Недостаток сочувствия. У людей, родившихся в этом мире, есть все средства, навыки и даже мудрость. Если нам удастся добавить к этому больше сочувствия, то, я думаю, мы сможем воплотить в жизнь все мечты. Будущее человечества зависит от того, что мы делаем сейчас. Его определяют наши поступки и намерения. Поэтому ключ – это сочувствие и мудрость.

[1] Трое ворот – тело, речь и ум.

УЧИТЕЛЯ, которых мы встречаем

Считается, что Бодхисаттвы, дающие обет не уходить в нирвану, пока все живые существа не достигнут Освобождения, сознательно возвращаются в миры сансары, чтобы помогать тем, у кого есть с ними связь.
Это происходит и до, и после Просветления. Появление Бодхисаттвы в каком-либо месте в какое-либо время обусловлено не его собственной кармой, но кармой связанных с ним существ.


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Не так важно, чтобы мысли становились лучше, – важно, чтобы их становилось меньше»

Лама Оле Нидал

Новости центров