Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

19.11.2017 - 19.11.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в России  → Буддизм Ваджараяны в России

Буддизм Ваджараяны в России

Лама Оле Нидал на Буддийской коференции в Москве

Лама Оле Нидал на Буддийской коференции в Москве

В октябре 2010 года в Москве в Институте востоковедения РАН прошла Вторая Международная научно-практическая конференция «Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию». Конференция была организована Российской  Ассоциацией Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью и Институтом востоковедения РАН, при участии Центра философской компаративистики и социально-гуманитарных исследований философского факультета СПбГУ, Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ, Комитета по связям с религиозными организациями правительства Москвы.

Мы попросили участников и организаторов прокомментировать свое отношение к мероприятию и поделиться впечатлениями от состоявшейся встречи.

 

 

Пространство диалога

В чем вы видите значение конференции?

Валерий Павлович Андросов, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения РАН (Москва):

Буддизм в России – уже давно не экзотика. Нынче, в XXI веке, – это настоятельная потребность оценивать, сравнивать православные корни русской культуры с культурами восточными, исправлять многие сложившиеся стереотипы. И конференция, посвященная буддизму и сложным вопросам взаимоотношения буддизма со многими религиями – первейшее и насущнейшее мероприятие, которое нужно проводить как можно чаще. Я считаю, что России очень нужен буддизм – веротерпимая религия. Если вспомнить, раньше у нас с терпимостью были большие проблемы, столько крови пролилось на русской земле… В буддизме не нужно верить, он основан на доверии. Доверие – это то, что ты воспитываешь в себе сам. Ты доверяешь русской культуре, ты доверяешь буддизму, то есть ты в состоянии полюбить и ту и другую культуру.

На ваш взгляд, получилось перейти от контактов к взаимодействию, о чем заявлено в названии конференции?

Вера Дронова, Санкт-Петербург, координатор конференции:

Безусловно, произошло. Это было действительно открытое и толерантное мероприятие, на котором все могли свободно высказать и обсудить всё, что они хотели. У всех была возможность познакомиться и поговорить в перерывах между заседаниями. Многие участники теперь продолжают общаться друг с другом. И многие из учёных теперь поддерживают теплые связи с практикующими своих регионов, а также с петербургскими и московскими буддистами. Нам действительно удалось создать высокоорганизованную и одновременно непринуждённую атмосферу научного мероприятия с настроением праздника. На открытии конференции выступили заместитель Председателя Комитета по связям с религиозными организациями Москвы К.Л. Блаженов, Лама Оле Нидал, президент Российской Ассоциации Буддистов Александр Койбагаров и учёные: член Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Министерстве Юстиции РФ, кандидат исторических наук Б.У. Китинов и доктор исторических наук, профессор Н.Л. Жуковская. Это показатель того, что взаимодействие представителей Правительства, практикующих буддистов и авторитетов буддологической науки на конференции состоялось. Вечером первого дня ученые побывали на экскурсии в московском буддийском центре и приняли участие в медитации. Таким образом, в рамках конференции произошёл непосредственный контакт учёных с буддийской практикой.

Анатолий Алексеев-Апраксин, СПбГУ, доктор культурологии, доцент, председатель оргкомитета конференции:

Идея конференции сработала. Контакт между специалистами разных  научных направлений – это очень важно. Потому что эти темы – Восток-Запад, буддизм в России – уже перестали быть узкоспециализированными. Раньше казалось, что это профильная тема востоковедов или этнографов. А здесь  нейрофизиологи встретились с философами, химики с этнографами… У всех разный подход, и такой обмен знаниями и идеями – это что-то необычное для научной сферы. Сейчас многие ученые говорят о междисциплинарности своих исследований. Но эта междисциплинарность всё равно остается на уровне родственных наук: например, культурологи могут использовать философские, этнографические и психологические методы. Но в принципе, это науки, которые стоят рядом. А здесь нам удалось столкнуть принципиально разные направления, что редко происходит в научной среде. Мне кажется, за этим направлением – будущее.

Теория и практика

В нашей конференции участвуют и представители научного сообщества, и практикующие буддисты. Как вы оцениваете данную ситуацию?

Елена Дмитриевна Огнева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения им. А. Е. Крымского НАН Украины (Луцк):

В 1998 году я была на Конгрессе тибетологов в Соединенных Штатах. Эти встречи проводят тибетцы, и там, кроме исследователей-ученых, были и последователи буддизма – и Карма Кагью, и Гелуг, и другие. Так что это совершенно нормально. Если говорить о христианах, то, например, на Украине многие ученые принимают православный сан и продолжают преподавать в своих вузах.

Как Вам удается совмещать научный подход и взгляд практикующего буддиста? Насколько объективной получается картина?

Анатолий Алексеев-Апраксин:

Буддизм может дать науке очень многое. Если сейчас не принять во внимание живой опыт Востока, то западная цивилизация окажется в непростой ситуации. Возможно, это повлияет на мир в целом. Еще одна буддийская мысль, которая освежает умы и необходима науке, состоит в том, чтобы не опираться лишь на тексты. Основной массив академического знания — это цитирование и пересказ чужих книг. Уровень образованности мы измеряем объемом прочитанного, хотя реальное развитие приходит из опыта. Эта буддийская укорененность в живом опыте служит спасательным кругом как для науки, так и для западной цивилизации в целом.

Ева Прешерн, магистр философии, Кентерберийский ун-т Крайст Черч (Кентербери, Великобритания): 

Сначала я стала буддисткой, а потом ученым. Я участвовала в строительстве ступы в Граце, откуда я сама родом. Меня очень заинтересовала эта тема, я начала проводить исследования и написала свою первую работу, получив степень магистра искусств. Сейчас я работаю над кандидатской диссертацией. Это совершенно разные вещи – говорить о ступах как буддист и как ученый. Очень интересно переключаться с одной точки зрения на другую. С буддийской точки зрения, у нас есть внутренний взгляд: мы практикуем, слушаем Ламу, у нас есть открытость. Но, как ученые, мы смотрим несколько извне, со стороны, словно под микроскопом. Если не уладить взаимоотношения буддиста и ученого в тебе, это может привести к внутреннему конфликту.

Итоги

Так получилось, что не все участники смогли при- ехать. Что планируется сделать для привлечения ученых на следующие конференции?

Вера Дронова:

Это обычное явление. В следующий раз мы не собираемся изобретать что-то особенное для привлечения участников, ведь московская конференция показала, что мы проводим мероприятия на достаточно высоком уровне ­– это и явится основным привлекающим фактором. И, конечно, сборник статей, составленный на основе докладов, послужит рекламным материалом для привлечения участников на следующую конференцию.

Чей доклад особенно запомнился?

Было много интересного. Больше всего запомнилась полемика между Ириной Сафроновной Урбанаевой, главным научным сотрудником Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ) и Владиславом Ермолиным, преподавателем Международного института тибетских и азиатских исследований (ITAS) — (Карма Гён, Испания) — этот обмен мнениями ярко продемонстрировал существенные различия между традициями Гелуг и Карма Кагью.

Дмитрий Иванов, кандидат исторических наук, старший хранитель МАЭРАН — Кунсткамера (Санкт-Петербург):

Научный уровень был весьма высок. В программе участвовали крупные ученые, настоящие знатоки. Например, Батырева Светлана Гарриевна, главный специалист по калмыцкому буддийскому искусству. Неожиданно для себя я встретил здесь Елену Дмитриевну Огневу. Очень полезно было пообщаться с Ириной Викторовной Ерофеевой. Наталия Львовна Жуковская сделала интересный доклад. Любопытным и актуальным мне показалось выступление Любови Борисовны Четыровой об отношении к вере среди калмыцкой, монгольской и русской молодежи.

Ева Прешерн:

Я не говорю по-русски, и очень хорошо, что позаботились об иностранцах, организовали хороший перевод. Была возможность посетить конференцию, будучи иностранцем.

Перспективы

Каковы дальнейшие планы?

Вера Дронова:

Конференции будут проходить по четным годам в разных регионах при поддержке буддийских центров. В перспективе мы планируем перерасти в международный конгресс, для проведения которого нам, возможно, удастся привлечь средства сторонних организаций, спонсоров, научных и культурных фондов. Третья Международная научно-практическая конференция «Буддизм Ваджраяны в России: от контактов к взаимодействию» состоится в 2012 году во Владивостоке.

Участники конференции:

Оле НИДАЛ. Лама традиции Карма Кагью, мастер медитации, основавший более 650 буддийских центров Алмазного пути в различных странах мира

Оле НИДАЛ. Лама традиции Карма Кагью, мастер медитации, основавший более 650 буддийских центров Алмазного пути в различных странах мира

Наталия ЖУКОВСКАЯ д.и.н., профессор, зав. Центром азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН (Москва)

Наталия ЖУКОВСКАЯ д.и.н., профессор, зав. Центром азиатских и тихоокеанских исследований Института этнологии и антропологии РАН (Москва)

Константин БЛАЖЕНОВ зам. председателя Комитета по связям с религиозными организациями при правительстве Москвы

Константин БЛАЖЕНОВ зам. председателя Комитета по связям с религиозными организациями при правительстве Москвы

Виталий НАУМКИН д.и.н., профессор, директор Института востоковедения РАН (Москва)

Виталий НАУМКИН д.и.н., профессор, директор Института востоковедения РАН (Москва)

Валерий АНДРОСОВ д.и.н., профессор, зав. отделом истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения РАН (Москва)

Валерий АНДРОСОВ д.и.н., профессор, зав. отделом истории и культуры Древнего Востока Института востоковедения РАН (Москва)

Клара ХАФИЗОВА д.и.н., профессор, академик КНАЕН, дирек- тор Центра ка- захской истории и цивилизации университета Кайнар. (Алматы, Казахстан)

Клара ХАФИЗОВА д.и.н., профессор, академик КНАЕН, дирек- тор Центра ка- захской истории и цивилизации университета Кайнар. (Алматы, Казахстан)

Баатр КИТИНОВ к.и.н., доцент, и. о. зав. кафе- дрой всеобщей истории РУДН, член экспертного совета по ре- лигиоведческой экспертизе при Минисерстве юстиции РФ (Москва)

Баатр КИТИНОВ к.и.н., доцент, и. о. зав. кафе- дрой всеобщей истории РУДН, член экспертного совета по ре- лигиоведческой экспертизе при Минисерстве юстиции РФ (Москва)

Вера ДРОНОВА координатор конференции (Санкт- Петербург)

Вера ДРОНОВА координатор конференции (Санкт- Петербург)

Анатолий АЛЕКСЕЕВ - Апраксин кандидат культурологии, доцент СПбГУ, председатель оргкомитета конференции (Санкт- Петербург)

Анатолий АЛЕКСЕЕВ — Апраксин доктор культурологии, доцент СПбГУ, председатель оргкомитета конференции (Санкт- Петербург)

Алевтина САЛД усова к.фил.н., ст.н.с. Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Элиста, Калмыкия)

Алевтина САЛД усова к.фил.н., ст.н.с. Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Элиста, Калмыкия)

Александр КОЙБАГАРОВ президент Российской Ассоциации Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью (Санкт- Петербург)

Александр КОЙБАГАРОВ президент Российской Ассоциации Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью (Санкт- Петербург)

Светалана БАТЫРЕВА к.иск., докторант, доцент, зав. Музеем традиционной культуры Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Элиста)

Светалана БАТЫРЕВА  доктор искусствоведенья, доцент, зав. Музеем традиционной культуры Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Элиста)

Анатолий КОЛЕСНИКОВ д.филос.н., профессор ка- федры истории философии СПбГУ, директор Научного центра философской компаративи- стики и социаль- но-гуманитар- ных исследований (Санкт- Петербург)

Анатолий КОЛЕСНИКОВ д.филос.н., профессор ка- федры истории философии СПбГУ, директор Научного центра философской компаративи- стики и социаль- но-гуманитар- ных исследований (Санкт- Петербург)

Ирина УРБАНАЕВА (в монашестве — Тензин Чойдрон), д.филос.н., гл.н.с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ, Бурятия)

Ирина УРБАНАЕВА (в монашестве — Тензин Чойдрон), д.филос.н., гл.н.с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ, Бурятия)

Татьяна ШАЙХИЕВА д.фил.н., про- фессор кафедры славянских язы- ков факультета переводчиков и факультета гуманитарных наук Университе- та Гранады (Гранада, Испания).

Татьяна ШАЙХИЕВА д.фил.н., про- фессор кафедры славянских язы- ков факультета переводчиков и факультета гуманитарных наук Университе- та Гранады (Гранада, Испания).

Елена ОГНЕВА к.и.н., старший научный сотрудник Института востоковедения НАН Украины (Луцк)

Елена ОГНЕВА к.и.н., старший научный сотрудник Института востоковедения НАН Украины (Луцк)

Борис ЗАГУМЁНОВ к.филос.н. (Санкт- Петербург)

Борис ЗАГУМЁНОВ к.филос.н. (Санкт- Петербург)

Владимир БАДМАЕВ д.филос.н., профессор Калмыцкого государственного университета (Элиста, Калмыкия)

Владимир БАДМАЕВ д.филос.н., профессор Калмыцкого государственного университета (Элиста, Калмыкия)

Адам ВОЙЦЕХОВСКИЙ магистр психологии, докторант Ягеллонского университета (Краков, Польша)

Адам ВОЙЦЕХОВСКИЙ магистр психологии, докторант Ягеллонского университета (Краков, Польша)

Елена ЛЕОНТЬЕВА к.и.н., главный редактор журнала «Буддизм.ru» и издательства «Ориенталия» (Москва)

Елена ЛЕОНТЬЕВА к.и.н., главный редактор журнала «Буддизм.ru» и издательства «Ориенталия» (Москва)

Интервью с Артуром Пшибыславским

Артур ПШИБЫСЛАВСКИЙ профессор Института философии при Университете города Лодзь (Польша)

Артур ПШИБЫСЛАВСКИЙ профессор Института философии при Университете города Лодзь (Польша)

Хотелось бы услышать историю о твоей встрече с буддизмом.

Моя девушка прочитала интервью с Ламой Оле в журнале и сказала, что мы идем в буддийский центр. В сердце у меня была одна философия, в уме тоже, и все внутри кричало: «Не пойду!» Поэтому я ответил: «О’кей». Я начал медитировать, чтобы доказать, что медитация не работает: я был абсолютно уверен, что она не может работать и надо только доказать это. Но не получилось. Я медитирую уже 17 лет.

В современной буддологии есть проблема, связанная с интерпретацией терминов. Твой доклад посвящен этой теме. Насколько для европейской науки актуальны проблемы перевода, использования терминов?

Переводя буддийскую философию на европейский язык, нужно делать это внимательно. Она очень похожа на европейскую, но язык отличается. Восточная философия глубоко интуитивна, и потому ее намного легче понять, чем европейскую. В современной науке столько усложнений, что рано или поздно надоедает во всем этом разбираться, а буддийская философия просто объясняет, как работает ум, чтобы достичь Просветления.

Часто используют, например, христианские термины — это довольно серьезная проблема…

Я думаю, что переводчикам с тибетского необходимо знать европейскую философию. Те из них, кто недостаточно осведомлен, используют терминологию неправильно. Создается впечатление, что тибетская философия либо весьма странная, либо вообще не имеет логики. Есть тенденция — переводить очень простые тибетские тексты так, чтобы они казались сложными. Это происходит, когда у переводчиков нет философского образования и в переводах они прибегают к неясной терминологии. Тибетский язык очень простой, и это не такая сложная философия. Простые вещи надо оставлять простыми.

Что ты думаешь по поводу конференций в России?

Мы занимаемся буддизмом, который применим в современной жизни. Конференции важны, благодаря им можно на хорошем уровне показать буддизм как стройную логичную систему. Однако наша передача — это передача метода. Нам необходимо знать немного философии, но не обязательно устраивать дебаты и углубляться в споры — пользы не будет. В академическом подходе нет особого смысла. Есть люди, которые хотят это делать, — и это хорошо. А то, что нужно нам, — это знать взгляд и медитировать, чтобы получить опыт. Чем больше я читаю классические буддийские тексты, тем лучше понимаю, что Лама Оле передает самую суть буддизма. Все, что мы от него получаем, содержится в каноне, только написан он так сложно, что его невозможно читать и трудно понять. Я два года путешествовал по Востоку, полагая, что найду там какие‑то знания, которых нигде больше нет. Но в конце путешествия я понял, что самые высокие поучения мы получаем от Ламы Оле.


Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Отличительной чертой буддизма является то, что учителя считают своих учеников взрослыми»

Лама Оле Нидал

Новости центров