Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Буддизм в современном мире  → Любовь и партнерство. Лама Оле Нидал

Любовь и партнерство. Лама Оле Нидал

Величайшая радость и боль человеческая связаны со сферой любви и взаимоотношений. Каждый раз, когда сердце бьется сильнее и запотевают очки, это ощущается как нечто чрезвычайно личное. Мы воспринимаем свои чувства как нечто уникальное, но стоит посмотреть повнимательнее, как обнаруживаются их более глубокие корни.

То, что может казаться очень личным переживанием, на самом деле является встречей и взаимным дополнением фундаментальных принципов вселенной. Когда вневременное открытое пространство — потенциал всех вещей — свободно играет, оно выражает свою силу и ощущает свои качества посредством двойственности. Проявляясь как близкое и далекое, теплое и холодное, эмоциональное и умозрительное, оно приходит к реализации своего полного потенциала. Если есть только пространство, то ничего не происходит — будучи неотделенными от осознавания, его радость и сила не приведены в действие. Однако если пространство выражает себя посредством двойственности, если противоположности появляются и сливаются, то на арену выходит нечто неотъемлемо присутствующее и появляется богатство. Это подобно лабораторному опыту, когда атомы расщепляют и разгоняют в циклоне, чтобы снова столкнуть частицы на высокой скорости. Высвобождаемая огромная энергия уже была в атоме, но проявилась только тогда, когда его разделили, а затем соединили снова.

Также, когда существа влюбляются, открываются друг другу, когда женская и мужская сущности встречаются, полезно понимать, что все не столь личностно, как ощущается. Личное на самом деле является очень общим, и объединение этой двойственности является, по сути, удивительным шансом как для внешнего, так и для внутреннего роста. Поскольку пространство, активизируемое между истинными противоположностями, содержит в себе все возможности, то союз противоположностей больше, чем их сумма. Это значит, что, когда полностью встретятся мужское и женское, возникнут качества, не доступные прежде ни одному из них. Конечно, существа всегда учатся друг у друга, но при участии любви можно говорить о дополнительном измерении: силовое поле, возникающее из взаимного влечения, и переживаемые внеличностные состояния пространства и блаженства сами по себе обладают природой вдохновения. Когда мы сближаемся и глубоко затрагиваем друг друга, оживают не узнанные прежде аспекты ума. Любовь означает больше давать, чем принимать, потому что сама ситуация очень продуктивна — начинает проявляться то, что было скрыто.

Этот процесс приходит в действие независимо от способа, которым мы открываемся. Осознавание некоторых связано больше с внешним уровнем, который приносит интенсивное наслаждение часами, проведенными в постели. Другие встречаются на внутреннем уровне, объединяемые общими интересами и желанием делать похожие вещи. А некоторые чувствуют единение благодаря дополнению друг друга на глубочайшем уровне видения вещей. Что бы ни являлось главным побуждающим фактором отношений — физическое влечение, внутреннее чувство или глубокое взаимоотождествление — всегда есть, чему поучиться. Если разумно работать с тем, что есть, это будет порождать все более совершенное человеческое развитие. Поскольку это возможно только в ненапряженной атмосфере, важно избегать во взаимоотношениях ожиданий и соревнования. Хотя Будда ни в коей мере не хочет приклеить нас к нежеланным партнерам и часто упоминает о трудности нахождения хороших партнеров, с того момента, когда существа решают связать свои жизни, резонно стоять плечом к плечу друг с другом. Взаимная поддержка играет значительную роль в жизни, и будет эффективнее думать «мы» вместо «я и она» или «я и он». Обычно оба все равно переживают взлеты и падения вместе, а счастье и страдание зависят от нашего взгляда на вещи. Таким образом, если партнер обладает какими-либо особыми достоинствами, то нужно приобщаться к ним. Если думать или говорить: «Посмотри, что мы можем сделать», то это удаляет чувство разделенности, и много радости появляется с пониманием , что ты никогда не наткнешься на стену, — не существует пределов для ума.

Когда существа влюбляются, открываются друг другу, когда женская и мужская сущности встречаются, полезно понимать, что все не столь личностно, как ощущается. Личное на самом деле является очень общим, и объединение этой двойственности является, по сути, удивительным шансом как для внешнего, так и для внутреннего роста. 

Итак, поскольку жизнь становится короче, а не длиннее — как обеспечить удачное сочетание этих вневременных сил в области повседневных взаимоотношений людей?

На внешнем уровне мудро дарить как можно больше счастья, сознательно быть добрыми друг к другу и наслаждаться богатством различий между мужским и женским в акте любви. Нужно идти друг к другу как к храму, с величайшей открытостью. Если ты не монах и не монахиня,  полезно видеть тело  как инструмент принесения счастья другим. На внутреннем уровне встреча должна уравновешивать сочувствие и мудрость. Мужчинам больше присущ метод, женщинам — интуиция, и впитывание этих качеств друг друга в атмосфере доверия приносит бесценные результаты. Препятствия здесь элементарны и банальны, однако упрямы, и для их удаления определенно нужна добрая воля.Многое связано с внутренним ритмом. Мужчина делит сутки на день и ночь: многие бывают резки во время работы, в том числе и со своими женщинами, ночью же — все забыто. Их ум переключается на любовь, на приятное, и тогда они удивляются: что случилось с женщиной? А она живет согласно собственному круглосуточному циклу: если к ней не относились хорошо днем, то она попросту не произведет много «теплой воды» ночью. Обе стороны в этом отношении весьма толстокожи, а жизнь нужно использовать со смыслом, посему стоит об этом помнить. 

Глубочайшая сфера союза женского и мужского выражена буддийскими символами лотоса и алмаза. Женщина — это лотос. Для нее естественно отдавать, и она хочет быть значимой для кого-то. Мужчина — алмаз, согласный светиться и сам по себе. Соединение лотоса с алмазом либо в хорошо складывающихся взаимоотношениях, либо в случае сознательного одиночки рождает непревзойденную радость полного функционирования, которая распространяется и на внутреннее, и на внешнее. Зная, что это совершенство внеличностно и изначально неотъемлемо от пространства, сочувствие и мудрость становятся естественными, а нанесение вреда другим, если только не для их окончательной пользы, вовсе исключается.

Итак, какие виды любви существуют? В основном два: берущий и дающий. Берегитесь привязанностей — они ограничивают свободу, хотят контролировать и всегда заняты прошлым и будущим. Если развиваются подобные чувства — скорее выбросьте их. Они превратят вашу жизнь в тюрьму и не принесут пользы ни вам, ни кому-либо еще. 

Противоположным является обогащающий вид любви, который народная мудрость выражает в таких поговорках, как: «Если любишь, то освобождай». Здесь мы подключаемся к намерению развивать других, остаются они с нами или возвращаются — они «свои»; если же нет, то значит, так лучше. Мы устойчивы сами по себе, а чувство изобилия предоставляет людям пространство для роста. В конечном счете все будут богаче, чем раньше.

Можно выделить четыре проявления этой очень положительной эмоции, два «близких» и два более отвлеченных.

    1. Воодушевляющий взаимообмен равных, обычно называемый «любовью». Иногда один из партнеров может дать больше, но существует баланс, и оба извлекают непосредственную пользу.

    2. Сюда относится также сочувствие. Оно благородно до тех пор, пока никого не держат за слабого или потребителя, вместо этого мы делаем другого сильным и способным давать. Это работает, пока одна из сторон не начинает считать потерянное и обретенное и обоим хватает смекалки избегать гордости и зависимости. Именно такой вид мудрости необходим, чтобы не терять сочувствия при решении острых мировых проблем, таких как ислам и перенаселенность.

    3. «Сочувственная радость» означает переживание радостной приобщенности к позитивным событиям даже без участия в них. Просто здорово, если происходит что-то хорошее, уменьшается страдание, и становятся возможными свобода человека и развитие. Цивилизованные ситуации, позволяющие количеству превращаться в качество, служат источником одного из лучших видов удовлетворения, доступных уму.

    4. Название наиболее тонкого выражения любви часто поражает европейцев, которые относят это состояние к философии или взгляду на вещи. Это «равностность», означающая осознавание того, что каждый имеет Будда-природу, знает он об этом или нет. С пониманием, что ум каждого по сути ясный свет и ни одно событие или действие не может разрушить его потенциал, легче удерживать чистое видение внешнего и внутреннего мира.

Для принесения этих четырех обогащающих видов любви в мир требуется определенная чувствительность между партнерами. Женщины, у которых мало детей или нет вообще, должны избегать побуждения воспитывать взамен своих мужчин, а мужчины, которые думают о своих женщинах как о вложениях, должны радоваться, если их вложения будут расти. В обоих случаях попытки контролировать других — пустая трата времени. Вместо этого нужно обеспечить благожелательное пространство, советовать, когда советов хотят, и работать с тем, что возможно. Следует помнить, что каждое мгновение может стать последним, и осознавать, что любовь, которую дают с позиции богатства и доверия, позволяет совершиться большему, чем акты подчинения. Партнер, любящий из состояния избытка, намного восхитительнее того, кто «любит», чтобы сохранить отношения или избежать неприятностей.

В ситуациях, когда естественны отдельные роли — когда мужчинам нужно прояснить голову, создав определенную дистанцию в отношениях, или когда женщины чувствуют необходимость говорить о чем-то дольше, — обе стороны должны стараться любить своих партнеров такими, какие они есть. Важна вера друг в друга, верность связи. К тому же происходит развитие в области интуитивного или практического, получать пользу должны оба. Во многом в результате мусульманского, а также примитивного фундаменталистского христианского влияния существует противоположное. Взаимоотношения в семье становятся кастрюлями-скороварками, где мужчина смотрит в мир, женщина на мужчину, а дети на маму. Только глубокая любовь и доверие могут растворить такие структуры, основанные на зависимости. Ведь они страшно ограничивают потенциал существ и вгоняют их в постоянные ожидания и опасения, в  жизнь, проводимую в прошлом и будущем. В вышеупомянутых культурах, где честная встреча между полами не разрешена, требуется еще и много мужества. Игра, однако, стоит свеч: прорыв сквозь страх быть открытым здесь и сейчас — это неописуемо чудесно. Все будет светиться значительностью и игривостью, а чувство сопричастности сделает развитие каждого достоянием другого. Каждый шаг к дружбе с пространством равнозначен нахождению новых аспектов внутренней силы, что, в свою очередь, приносит еще больше вдохновения. Чем больше такого понимания и доверия пространству, тем более освобождающими и чудесными будут становиться взаимоотношения.

В буддийском знании содержатся эффективные инструменты для того, чтобы все ситуации отражали присущее уму совершенство и люди не прятались от своего потенциала. Если только мы понимаем, что с нами не может случиться ничего такого, чего нет в нашей карме,  это превосходная система безопасности, делающая все управляемым. Она позволяет любить, выражать сочувствие, испытывать сочувственную радость и осознавать равностно, тем самым создавая лучший из миров.

 Убедительнее всего остального любовь показывает, что нет нужды умирать, чтобы попасть в Чистую страну, или идти куда-то, чтобы встретиться с Буддами. Все, что нужно, — это протереть глаза здесь и сейчас.

Что же познается при встрече мужского и женского? Надеюсь,  чувственные отпечатки счастливых мгновений любви действительно живы в читателе, однако это лишь вершина айсберга полного взаимообмена. Если мы откроемся женщине во всех ситуациях, ощущая ее руки, ее радость, ее пропорции, движения и своеобразие речи и тела,  возникнут дополнительные уровни опыта. Если позволим ей полностью воодушевлять нас вне пределов эго и умопостроений, мы увидим, что женщинам присущи пять различных мудростей, поистине выводящих в запредельное. Поэтому во многих культурах музы или те, кто дает вдохновение, имеют женское обличье. Будда и йоги, практиковавшие после его смерти, удостоверились в этом. Они утверждают, что сутью женского начала является пять видов просветленной мудрости. Мужчина будет постепенно перенимать их, если он идет к своей партнерше как к храму, с благоговением и преданностью перед чудом Женщины.

    1. Первая мудрость называется «отражающая» и является преобразованием обычного чувства злости. Она показывает все как есть, ничего не прибавляя и не отнимая. Ясно видна природа ума и все, что она проявляет.

    2. Вторая мудрость, называемая «уравнивающей», очищает обычную гордость. Она показывает все богатым и многогранным, составным и полным потенциала.

    3. Различающая мудрость появляется в результате освобождения от привязанности. Эта мудрость является способностью видеть каждого человека и ситуацию как по отдельности, так и в качестве частей живого единого целого.

    4. Мудрость опыта, дающая психологическую силу видеть сквозь длинную вереницу событий и удерживать ее в поле зрения, а также извлекать уроки из истории, ранее была трудным чувством ревности.

    5. Большинство достигает последней интуитивной, или всепроникающей, мудрости через предыдущие периферийные. Это, по сути, трансформация изначального неведения. Самые глубокие завесы ума разрываются посредством глубочайшей любви или великих защищающих поступков.

Хотя женщины вдохновляют каждая по-своему, принося самые разнообразные откровения сердцу, — если есть достаточно любви,  женщина может передавать все пять мудростей. Преданный поклонник будет получать качества пяти мудростей, выражаемые символами алмаза, драгоценности, лотоса, меча и Будды.

Что получает женщина, раскрываясь силе мужчины? Четыре искусных активности. Хотя она уже может интуитивно применять их в сфере своей семьи и близкого круга общения, здесь они достигают внеличностных измерений, позволяющих влиять на мир. Мужчины в основном имеют природу активности, у них высоко расположен центр тяжести и большие руки, и все тысячи действий тела, речи и ума, которые каждый может совершать, подпадают под четыре категории мужчин.

    1. Есть умиротворяющий тип мужчин. Они веселые и дружелюбные, часто по форме немного напоминают грушу. Они успокаивают и хотят, чтобы все вокруг чувствовали себя хорошо.

    2. Второй тип пытается везде успеть, всегда что-то пробует и начинает. Не имея четко выраженной мускулатуры, они очень активны и увеличивают потенциал во всем.

    3. Третья разновидность — очаровывающая. Они работают с привлечением, знают, как произвести впечатление и открыть сердца, носят и говорят подходящие вещи.

    4. В долговременной перспективе, однако, лучшим другом женщины часто является четвертый тип мужчины. Сильный и защищающий, он будет стоять, когда все остальные ретировались. Хотя он не всегда искушен в последних поветриях моды, на него можно положиться в плане трудной работы.

Очевидно, сначала женщина будет развивать качества своего партнера. Однако, будучи интуитивной, она может вникать во все области мужской деятельности быстрее, чем большинство мужчин реализуют женские мудрости. Не существует более прямого пути для роста, чем всесторонне открыться своей любви.

До сих пор мы рассматривали полный и сексуальный союз «мужское — женское», коснувшись также ситуации одиночек, будь то мирян или монахов. Гомосексуальные отношения я объяснять не могу, поскольку не имею в этом опыта. Кроме того, существует еще три вида контакта между полами, которые часто более стабильны, хотя восхищения здесь меньше. Женщина может встретить отца, а мужчина — мать, которые защищают и показывают им мир. Или они могут найти брата или сестру, с которыми будут вместе учиться и делиться ростом. Четвертый способ взаимодополнения полов — посредством общения с дочерью или сыном. На каком бы уровне это ни происходило, все становится целым. Однако Будда советовал многим своим ученикам оставаться одним не только для того, чтобы спасти их от треволнений семейной жизни — счастье, появляющееся благодаря хорошей связи с партнером, не сильнее страдания, которое люди могут причинять друг другу, если связь плохая.

Если мы умны и держим описанное ранее право выбора открытым, то мы можем продвигаться в танце по широкой аллее жизни с антеннами, настроенными на все волны. Мы можем знать, защищать, учиться при помощи противоположностей и находить свое равновесие среди них. Не оценивая, просто видя, без ожиданий и жестких идей, стараясь судить не только с собственной колокольни, мы будем помогать всему постепенно находить свое место и приносить благо всем. Невозможно представить себе более богатую жизнь, чем подобная приобщенность, и разве нет глубочайшего смысла в том, чтобы преобразовывать голоса, движения всех, все ситуации в непрекращающееся посвящение в полноту жизни? Видеть в потенциале других зеркало собственного ума — дорога к великой внутренней силе.

Ключ к тому, чтобы решиться на этот шаг, заложен в готовности доверять позитивному. Эту готовность обезопасит  проникновение в абсолютную природу вещей. При этом нужно постараться не совершать одну распространенную ошибку: почти все считают, что есть какая-то средняя истина с розовыми мечтаниями наверху и черными депрессиями внизу, но это неверно. Нет золотой середины! Хотя люди могут описывать события схожими словами, только те, кто ощущает единство субъекта, объекта и действия, — вне придания собственной окраски действительности. Убедительнее всего остального любовь показывает, что нет нужды умирать, чтобы попасть в Чистую страну, или идти куда-то, чтобы встретиться с Буддами. Все, что нужно, — это протереть глаза здесь и сейчас.

Таким образом, есть смысл во время любой встречи всегда видеть друг друга на самом высоком и чистом уровне. Принижение друг друга не только противоречит абсолютной истине Будда-природы существ, но и всех делает бедными. Пока богатство всего не ощущается автоматически, можно тренироваться, замечая нечто значительное, красивое и восхитительное в своих партнерах, и начинать надо с простого. Затем, что бы вы ни нашли, нужно позволить себе порадоваться этому, дать пространство для роста переживания и не попадаться на удочку ворчливого «вчера-завтра». Нужно делать то, что возможно, здесь и сейчас, всегда черпать силу из момента и наслаждаться богатством данной ситуации. Важно никогда не сопоставлять с прошлым, но поистине использовать то, что есть сейчас. Эта свежесть присутствия — подарок от любви нам. Хотя немногие осознают это, слияние мужского и женского в величайшие мгновения любви являются состоянием вне двойственности.

Вот несколько мыслей о всегда актуальном, отполированных во время полета из Москвы во Владивосток в феврале 1996 года. Пусть любая совместно прочувствованная открытость позволяет нам обнаруживать, сколько в нас величия.

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Если осознанно покоиться в том, что есть, ум становится ясным, и у нас прибавляется силы»

Лама Оле Нидал

Новости центров