Ханна Нидал
Ханна Нидал (1946–2007) - переводчик, лама, доверенное лицо высших учителей традиции Кагью
 
 

Главные события

20.10.2017 - 20.10.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Интервью с Гьялвой Кармапой XVI

Интервью с Гьялвой Кармапой XVI

Во время своей третьей поездки по США Его Святейшество Гьялва Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже дал интервью буддийскому журналу «Денсал», который издается вудстокским центром. Мы благодарим «Денсал» за разрешение опубликовать несколько отрывков из этого интервью. 

Это ваша третья поездка по Америке. Может быть, поделитесь своими наблюдениями или скажете несколько слов о развитии Дхармы в США?

Ответственность учителя заключается в том, чтобы постоянно давать поучения. Необходимо, чтобы Учение давалось непрерывно. Иногда можно подумать: «Вот сейчас подходящее время для того, чтобы давать поучения, так как у людей есть и потребность, и досуг». Кажется, что какой-то период хорош для обучения. А в другое время может показаться, что поучения давать не надо, поскольку люди слишком заняты и не выказывают интереса. Важно не судить таким образом о времени и месте, а постоянно давать возможность получать поучения. Интересуются всего несколько человек, сотни или миллионы людей — обучение должно продолжаться, вне зависимости от чувства удовлетворенности или уныния. Обучение Дхарме должно продолжаться в любые периоды и быть выше всего временного. 

Может возникнуть ситуация, когда мы думаем, что должны прекратить практику и получение поучений из-за нехватки времени или вследствие каких-то своих достижений. Это не путь Дхармы. На пути Дхармы нет остановок. Путь Бодхисаттвы — работать, не унывая, пока от этого есть польза хотя бы для одного существа.  

Распространение Дхармы где-либо является результатом происходящего на индивидуальной основе — это ответственность тех, кто хочет следовать Дхарме и применять ее на практике. Это значит, что нужно правильно понимать Дхарму, осознавать истинность кармы — причины и следствия. Осознание истинности Учения неизбежно приводит к пониманию, что нужно жить, следуя ему и не давая ему исчезнуть. Однако если существа не осознают истинности Учения или истинности причины и следствия, что в принципе одно и то же, — это не способствует развитию Дхармы.

Самая большая проблема людей на Западе, мне кажется, состоит в их желании достигнуть конечной духовной реализации за одну жизнь, и это при том, что они постоянно должны выполнять разнообразную работу в миру, требующую много времени. Как справиться с такой ситуацией и эффективно идти по пути Махамудры? Сказано, что действительность тоже может быть медитацией. Не могли бы вы объяснить это?

В течение многих-многих жизней мы захвачены опытом сансары, нас очень привлекают привычные структуры, и это вынуждает нас следовать той или иной модели поведения, подобно тому, как делали это в прошлом. Сейчас, в данный период нашей жизни, благодаря совершенным ранее позитивным действиям в нас возникла определенная степень сознательности, пробужденности. В наше сознание пришло исключительно ценное состояние — это связь с Дхармой. Если мы понимаем Дхарму, нам становится яснее направление, в котором мы идем.

Это можно сравнить с ситуацией, когда вы хотите поехать, например, в Калифорнию. Вы знаете: есть поезд, который довезет вас туда. Когда у вас есть это понимание, остальное становится уже вопросом индивидуальной ситуации — потребности, возможно, насущной потребности поехать в Калифорнию. Для этого нужно сесть в поезд. Предположим, вы принимаете решение: «Да, я отправляюсь в путь». Как только вы сели в вагон, возможность достигнуть Калифорнии возрастает. Вероятны различные обстоятельства, из-за которых вы туда не попадете: что-нибудь случится в дороге, скажем, авария. Но вы знаете: перспектива попасть туда все же присутствует. Вы еще не там, но у вас есть направление и знание, что попасть туда возможно. Можно сказать, что благословение Дхармы работает сходным образом — если даже не достигаешь Просветления за одну жизнь, благословение практики и Дхармы непрерывно. Ваша уверенность в том, что вы попадете в Калифорнию, даже когда вы еще не там, вполне естественна. 

На пути Дхармы нет остановок. Путь Бодхисаттвы — работать, не унывая, пока от этого есть польза хотя бы для одного существа. 

Та же ситуация и в вашей жизни в Дхарме. Благословение не прервется, даже если вы не достигните Просветления в этой жизни.  Тогда выбранное правильное направление приведет к тому, что в состоянии бардо (после смерти) произойдет нечто подобное встрече матери и сына. Это удобный случай положиться на собственную способность понимания и осуществления. Это прекрасная возможность использовать благословение Дхармы, чтобы в состоянии бардо «узнать мать» и осуществить свой опыт Ясного света. Таким образом, благословение —  весьма благоприятное условие для постижения, которое засвидетельствовано и гарантировано Учением. Без сомнения, все сказанное выше люди могут испытать на собственном опыте.

Существует ли для людей, захваченных вихрем сансары, возможность достичь безмятежности и постижения Махамудры?

Да, существует. Это вопрос доверия к Учению. Если у вас стопроцентное доверие к Учению — ваше постижение не зависит исключительно от формальной практики. Посвятив себя Учению на 100 процентов и имея доверие, вы любую жизненную ситуацию превращаете  в часть практики. Можно жить практикой и делать не только ее. Но чем меньше доверия, тем больше вы отдаляетесь от Дхармы. 

Частью практики в линии Кагью является уединение на три года и три месяца. Не могли бы вы объяснить, в какой степени трехгодичный ретрит важен для американцев? Ведь многие привыкли быть активными, им трудно осознать пользу подобного предприятия.

Я думаю, в будущем многие станут делать эти практики, исходя из собственных возможностей. У тех, кто не может этого себе позволить, в действительности те же шансы получения опыта в практике. В трехгодичном ретрите много времени и внимания уделяется медитации — фазам завершения и развития, произнесению мантр и многому другому. Каким бы невежественным существо ни было, есть уверенность, что трехгодичный ретрит вызовет в его уме соответствующее переживание Учения. В ретрит включаются подготовительные и основные практики, и если человек их проделает — определенные переживания гарантированы. Но если обладаешь достаточной мудростью и способностью к восприятию Учения, то и без трехгодичного ретрита достижимы соответствующие понимание и постижение.

Заметили ли вы, что все больше западных людей стремятся стать квалифицированными учителями и держателями линии?

Я чувствую, особенную важность в способности людей заботиться о Дхарме и не довольствоваться ролью потребителей. Я полагаю, мы воспитаем таких учителей, это очень важно. 

Вы — пользующийся всеобщим признанием глава важной линии, учитель тысяч людей. Многие неправильно понимают, что значит духовный учитель в традиции. Не могли бы вы сами объяснить, что такое гуру?

Я скажу вам, кто не является гуру. Им не является тот, кто ищет славы или учит ради денег. Тот, кто лишь в присутствии множества людей демонстрирует хорошие качества, свойственные учителю, то есть, говоря другими словами, носит дхарма-маску. Использует каждую удобную возможность порисоваться, но не искренен. Потому что в действительности все выглядит совсем иначе. Находясь вдали от людских взоров, он, как и все остальные, нуждается в массе вещей, у него, как и у любого другого, столько же, если не больше, желаний. Пристрастное отношение к существам, эгоизм все негативное присутствует в нем. 

К сожалению, это происходит в наше время довольно часто и бросает тень на духовный путь и духовных друзей вообще, формируя негативную точку зрения у людей, не сведущих в качествах истинного гуру.  Они могут встретить настоящего учителя и не найти с ним связи, потому что какое-то время назад столкнулись с одним из тех, кто носит дхарма-маску.. В наше время действительно очень сложно встретить настоящего гуру. Поэтому, встречая того, кто  представляется учителем, проверяйте, не хочет ли он помочь самому себе, выражая желание помочь вам, а также способен ли он вам помочь. У него должно быть желание помочь вам как самому себе. Действительное качество гуру заключается в желании работать на благо других. Конечно, есть различные уровни учителей, как и  степени способности помогать другим, различные степени силы и мудрости, чтобы вести других. Сложно говорить о специфических качествах гуру, но мы можем прийти к следующему выводу: если учитель приносит какую-либо пользу существам и делает этот бескорыстно, он достоин считаться духовным другом и гуру. 

Ваше Святейшество, вы могли бы дать особое наставление вашим ученикам, последователям и интересующимся людям, читающим этот журнал? Какой-нибудь совет на эти трудные времена.

Практика Дхармы — дело первостепенной важности. Люди должны осознавать это и воспринимать ее как драгоценную возможность, возникшую здесь и принесшую то, чего еще никогда не было. Это очень ценно и случается крайне редко. Время, когда можно использовать такой шанс, строго ограничено. Поэтому возможность становится еще более ценной. Я хотел бы повторить: встреча с Дхармой —  драгоценная и редкая удача.. Это поистине исторический момент, поворотный пункт. Мы должны осознать особую ценность этого шанса и не упустить его. Лучшим образом это можно сделать, посвятив себя практике Дхармы максимально серьезно.. Опасность потерять такую возможность существует совершенно определенно. Ведь открывшаяся перед нами возможность может отдаляться все дальше и дальше. Подобно алмазу, лежащему в одном сосуде с разными кристаллами, одинаковыми на вид, оставленными без внимания, пылящимися и никем не оцененными. Но стоит протереть их, положить на золото и осветить должным образом — любой сможет понять их цену. Тогда будет ясно видно, где алмаз, а где обычный кристалл. Эта степень внимания к возможности и уровень осознавания ее очень важны.

Серьезная практика и изучение Дхармы предполагают уважение к другим школам и религиям. В буддизме, например, некоторые люди разделяют Махаяну и Хинаяну. Это полностью ошибочный взгляд, поскольку он противоречит Дхарме. Нужно иметь уважение к Учению и Хинаяны, и Махаяны. А также к другим религиям, тем, что существовали в данной стране столетиями. Они сыграли значительную роль в жизни людей. Если практикуешь одну религию, по этой причине не отрицай другие. Необходимо практиковать свободу совести и свободу вообще. И на этой основе выбирать определенное учение. Но выбор не должен включать в себя отрицание или сектантское неуважение к другому пути. Это противоречит практике Дхармы. Поскольку каждый индивидуум обладает свободой выбора, важно посвятить себя определенной духовной практике и учителю, добиться пользы от получения Учения и практики и обрести постижение в постоянной практике Учения.

Возможно даже, некоторые ученики обретут более высокое постижение, чем их учителя. Такое может случиться. Итак, мы видим возможности, используем их, понимая, что обладаем способностями действительно освоить поучения. Практиковать прямое отношение к учителю и поучениям, усердно учиться — вот суть, если хочешь обрести постижение. Это происходит не вследствие предрассудков или отгороженности. Невозможно добиться определенного улучшения и успеха, если идешь сперва к одному учителю и пытаешься немного поучиться и попрактиковать, а потом к следующему и там делаешь то же самое… Необходимо неуклонно придерживаться одной определенной линии практики Учения. 

Считаете ли вы практику традиционных религий хорошей основой для того, кто выбирает буддийский путь?

Есть общая польза от всех практик религиозного или духовного направления, имеющих под собой соответствующую основу. В них есть польза, но это разные пути. Еще раз: важно проявлять уважение ко всем школам учений, буддизм ли это или что-либо другое. Вместе с тем существует свобода в выборе пути, ведущего к осмысленному познанию ума. Например, если что-то кислое на вкус — стремитесь распробовать эту кислоту. Также сладкое и горькое — сумейте попробовать на вкус и это. Какой бы практикой вы ни занимались, делайте это до тех пор, пока не получите опыт ее сущности. Опыт очень важен. Он необходим, как и связь с определенными учениями и практиками. 

Я хотел бы повторить: встреча с Дхармой —  драгоценная и редкая удача.. Это поистине исторический момент, поворотный пункт. Мы должны осознать особую ценность этого шанса и не упустить его. Лучшим образом это можно сделать, посвятив себя практике Дхармы максимально серьезно..

Причина, по которой люди так много критикуют, заключается в запутанности и отсутствии терпения. Они ходят туда и сюда, пробуют одну практику, обманываются, пытаясь достичь результатов очень быстро, и не получают полноценного понимания и никакого опыта. Но как они могли бы все это получить и что-нибудь осознать? Они идут куда-то еще, остаются там ненадолго, надеясь, что вот-вот что-то должно случиться. Если речь идет об истинном пути и правильном учении, тогда нечто случается. Но не так просто. Требуется время. Поучения Махаяны, например, очень драгоценны. К их изучению нужно относиться очень серьезно, подходить с большой ясностью и вниманием. Ничто не происходит мгновенно и не достается без усилий. В этом причина. Люди критикуют ту или иную школу,  утверждают, что в ней нет никакой ценности, что практика нехороша или нехороши поучения. Но для критики оснований нет. Кроме того, такая нездоровая позиция не принесет ничего хорошего. Публичное высказывание подобных взглядов вредит не только вам, но и другим. Таким образом вы воздвигаете препятствия на пути тех, кто пытается получить связь с высокими поучениями. И возникает проблема. 

Кроме преданности обучению и вашей практике, кроме неподдельной открытости другим, есть еще одно нечто важное: не играть в политические игры. Это значит не выступать с внешне дружеской миной, когда внутри все выглядит по-другому. Внешне и внутренне вы должны давать другим всю дружбу и поддержку, на какую только способны, и одновременно делать свою практику. Живите своей жизнью, уважайте свою жизнь и практикуйте правильно. 

Сохраняйте уверенность, доверие к Учению и чувство преданности. Это значит «посвятить себя Учению» и является крайне важным. Помните: успехи никогда не приходят просто так. Я хочу сказать следующее: люди вступают на путь Махаяны и ожидают мгновенной реализации, без доверия и уважения к поучениям и без понимания. Это неправильный взгляд. Если ваша преданность неподдельна, если вы действительно доверяете, то может возникнуть опыт. Сила Учения доказана тысячелетиями практики и передачей — это по-настоящему убедительно.  Для успеха необходима степень терпения и доверия. Чем она выше, тем быстрее наступит ваше постижение, а возможно, даже Освобождение. Тогда вы почувствуете: время и энергия не были потрачены даром. 

Способность к глубокому доверию, уверенности и усердной работе обязательно приведет к  достижению значительной реализации уже в этой жизни. Даже с неполным, но все-таки доверием и  применением методов можно достичь определенных результатов. Существовали монахи, повседневная жизнь которых ничем не выделялась, но они освоили некоторые практики и  после смерти три дня просиживали в медитации. Если не в жизни, то в бардо есть точка, когда возникает момент совершенной чистоты. Тогда способность, которую вы развили, может привести к более высокому состоянию ума. Я хотел бы подчеркнуть: люди должны действительно работать и заботиться о самих себе. Если у них просветляющий настрой ума — они ответственны за людей вокруг и за свою страну. Всегда находясь в своей практике, они нераздельны с ней, не упускают возможности жить на благо других и делают это всеми возможными способами.. Многие люди, которые это читают, родились в этой стране и происходят из семей, живущих здесь на протяжении целых поколений. Страна была лучшим местом для них. Поэтому важно проявлять уважение к своим предкам и вести достойную жизнь, чтя их традиции. 

Жизнь, которая считается достойной в обществе, уважается вашими родителями и вами самими. Полезно также подавать хороший пример следующим поколениям. Если вы действительно хотите помочь своей стране и ее людям, то этот путь, как мне кажется, наиболее разумен. Во всяком случае это более разумно, чем принадлежать к той или иной партии, заниматься тем или иным соревнованием, то есть заниматься политикой в любой ее форме.. Как практикующие Дхарму мы не отрицаем и не отклоняем политику, но и не участвуем в этих играх — это не полезно, не важно и не может быть использовано на благо других.

Работая, например в больнице, можно видеть, каковы ответственность и возможность помогать людям. Также в любой работе  всегда найдутся люди, которым вы можете быть полезны. Служите своему народу, своей стране и не ждите, чтобы страна служила вам. Это тоже часть практики Дхармы. Не работать — значит, не принимать ответственности. Если вы практикующий на пути Махаяны, значит, обладаете тем, чем можете гордиться, — чем-то достойным, отличным. Существуют люди, преподносящие себя неподобающе.. Это не соответствует Дхарме — выступать аутсайдером, ходить в лохмотьях, со спутанными  волосами, выглядеть как наркоман или что-то в этом роде. Не стоит преподносить себя так — в таком отношении к себе нет самоуважения и уважения к Дхарме, которую они практикуют. Они не создают  правильного внешнего впечатления, которого достойна славная Дхарма.

Невозможно добиться определенного улучшения и успеха, если идешь сперва к одному учителю и пытаешься немного поучиться и попрактиковать, а потом к следующему и там делаешь то же самое… Необходимо неуклонно придерживаться одной определенной линии практики Учения. 

Суть моего обращения к практикующим Дхарму в призыве быть достойными людьми как внешне, так и внутренне. Пусть внутреннее достоинство сверкает и снаружи. Мы не наркоманы. Уважать себя как личность, служить своей стране и себе самому, носить чистую одежду и быть нормальным человеком, — вот путь Дхармы. Как можно служить на пользу людям, если выглядеть так, будто полностью исключил себя из общества? Придерживаться этого — безответственно и не отражает дух Просветления. Практикуя просветляющий настрой ума, мы должны обладать способностью привлекать к себе людей. Тогда даже небуддисты наверняка подумают: «Да, эти люди действительно порядочные.  Можно с ними пообщаться и что-нибудь спросить. Похоже, они мне помогут». Так вы будете в состоянии помочь или хотя бы показать направление, где можно найти помощь. Мы гордимся тем, что можем показывать пример практики Дхармы. Если вы одеты в рванье, не следите за собой, идете в мир чудак чудаком, это производит на людей странное впечатление о вас лично, о Дхарма-центре, с которым вы связаны, и о вас как о члене общества. Вы создаете плохое впечатление и показываете неуважение к своей стране и ее людям. 

Вот что я хотел бы сказать перед своим отъездом. Надеюсь, в этих словах каждый, кто их услышит, найдет для себя смысл, будь то практикующий Дхарму или нет, человек, связанный с буддизмом или не имеющий такой связи. Они сказаны честно, без притворства и дипломатии — откровенно и прямо. Вооружившись нравственной чистотой и искренностью, вы можете служить существам. Работая с Дхармой, сможете служить очень многим. В этом величие Учения и практики Махаяны. Вы не должны выпадать из общины, общества или семьи. У вас есть нечто ценное. Живите достойно.

 

 

 

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Делать добро другим и самому себе – решение настолько правильное, что любое прикосновение к нему приносит счастье»

Лама Оле Нидал

Новости центров