Шамар Ринпоче
Шамарпа Ринпоче – второй высочайший лама в иерархии духовных учителей Карма Кагью
 
 

Главные события

13.12.2017 - 13.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → Учение  → Статьи  → Кармапа  → Джигме Ринпоче: «Важна способность Кармапы – поддерживать качество линии Кагью»

Джигме Ринпоче: «Важна способность Кармапы – поддерживать качество линии Кагью»

Что дало вам уверенность, что мальчик действительно является реинкарнацией Шестнадцатого Кармапы?

Этот мальчик уже был известен в течение нескольких лет. Он сам ждал монахов из Румтека или монастыря Цурпху, но тогда никто так и не пришел. Однако многие люди знали, что он ждал монахов. Но, конечно, это была не единственная причина, по которой мы решили, что он — Кармапа.

Один из нас, кто увидел его в числе первых, сказал, что многое в нем – ребенке – напоминает ему о Шестнадцатом Кармапе: поза, в которой он сидит, и т.п. Вначале он хотел сесть рядом с ребенком, но не смог сделать этого, поэтому сел ниже и сделал подношения.

Еще раньше мальчик говорил о себе, что является Кармапой и хочет посетить двоюродную сестру Шестнадцатого Кармапы. Он говорил, что хочет остаться в ее доме и ждать чьего-то прихода. Родители мальчика тоже ждали  появления монахов и лам. Когда позже мальчик был признан в Цурпху, семья возвратилась в Кхам. Отец Кармапы большую часть времени держал его в доме, опасаясь, что мальчик будет слишком много говорить с людьми. Такова небольшая предыстория.

Был ли Кармапа известен в том месте, где жил?

Да. Каждый знал о нем. Но когда появился другой «Кармапа», у людей начали появляться сомнения.

Все, кто встречался с ним, чувствовали, что он – Кармапа. Но никто не мог знать этого наверняка. Поэтому слова Ситу Ринпоче – также важного ламы, который говорит что-то другое, заставили множество людей засомневаться, и они не могут поменять свое отношение, принять решение.

Знает ли Кармапа о тяжелой политической ситуации, которая сложилась вокруг него? Интересуется ли он развитием ситуации? Задает ли он вопросы по этому поводу?

Да, он все знает, но не дает каких-то особенных комментариев. Однажды он сказал Йеше, что по ситуации в Румтеке не надо ничего больше делать, так как люди там не слушают и занимаются просто  тем, что им нравится. Кармапа не слишком интересуется положением дел. Он говорит: «Просто дайте им делать то, что они хотят, они никогда не позволят, чтобы им указывали на что-то».

Мы слышали, что мальчик в Цурпху является истинным Кармапой по следующей причине: интронизация, происходившая в Цурпху, была настолько мощной, что мальчик бы умер, не будь он Кармапой. Что вы думаете об этом? (Традиция говорит, что в месте, где расположен трон Кармапы, настолько сильная  энергия, что только настоящий Кармапа может ее выдержать.)

Да, мы тоже думаем, что он был бы не способен оставаться на троне. Так говорит и традиция, но сегодня в Тибете, возможно, все происходит по-другому. Настоящего трона больше не существует, первоначального строения тоже больше нет – все разрушено. Я думаю, что вся энергия и благословение ушли. Все было разрушено, правда, затем частично восстановлено. Поэтому в наше время – все возможно. Кто-то может сидеть на троне и ожидать: что же произойдет? – ничего не случится. Я слышал, что некоторые тибетские монахи пытались сделать именно это после ухода Кармапы из Цурпху и начала культурной революции. Одевшись в одежды Кармапы, они и сели на его троне, чтобы посмотреть, что произойдет. Они трясли статуи Махакалы, говоря: «Давай, убей меня». Но так как ничего не произошло, они подумали, что все, во что они верили, является суеверием. Без самайя и доверия ничего не может работать по-настоящему.

Многие ламы говорили Шамару Ринпоче, что Кармапа не должен возвращаться в Румтек, так как там были разрушены все самайя и связи. Теперь следует построить все заново, ведь в противном случае активность Кармапы может стать менее сильной и успешной. Многие ламы других линий сейчас призывают не возвращаться в Румтек, даже если это возможно.

Однако если бы мы даже отправились туда, без основательной подготовки мы не смогли бы ничего сделать. Без надлежащей подготовки ничего не произойдет. Без подготовки это было бы так, как если бы, прибыв туда сейчас, Кармапа словно оказался бы за стеной затемнений от разрушенных самайя. Поэтому мы должны подготовиться надлежащим образом. Все учения подчеркивают важность подготовки. Вот почему мы делаем нёндро, Гуру-йогу и т.д. Без надлежащей подготовки ничего не произойдет.

Уверен, мое понимание заключается в том, что люди без доверия не имеют ничего. Однако китайцы говорят, что буддизм есть «слепая вера». Но сама по себе слепая вера ни к чему не приводит, так как мы должны искать ответы на вопросы «что?» и «как?» для того, чтобы получить результаты. Во времена Будды существовали люди, которые не верили ему, а были и те, кто сразу замечал его качества и начинал следовать за ним. Нельзя относиться к опознанию Кармапы как к статуе Будды, которую вы меняете на другую, так как другая вам нравится больше.

Многие утверждают, что чувствуют сильное доверие к мальчику в Цурпху, другие – к нашему Кармапе, третьи не чувствуют ничего. Я думаю, что каждый должен проверить то, что он чувствует. Например, когда кто-либо видит статую Будды и не знает ничего о качествах Будды, он не испытывает ничего особого, он просто видит круглое лицо и т.д. Почему ему должна нравиться статуя? Но если мы знаем, кем был Будда и чему он учил, то испытываем хорошие чувства, видя статую. Обычно на наше мнение сильно влияют наши суждения и привязанности.

Tаким образом, то, что мы испытываем по отношению к Кармапе, в действительности мало что значит?

Конечно, личные чувства важны для каждого, однако они не существенны по отношению к качествам Кармапы. Ничего особенного не означает также то, чувствуем мы что-то хорошее или плохое. Если кто-то уделяет нам много внимания, он нам нравится, а если нет – не нравится. Все это преходящие и временные мнения, часто возникающие под влиянием внешних факторов. Качества человека могут сильно отличаться от того, каковы наши суждения о нем.

В Германии люди говорят, что Кармапа был ранее узнан в качестве гелугпинского тулку. Знаете ли вы что-нибудь об этом?

Нет, но брат Кармапы является очень важным опознанным тулку линии Гелуг.

Что бы вы посоветовали тем людям, которые не определились в том, кто прав – Шамар Ринпоче или Ситу Ринпоче?

Просто ждать. Мы не можем относиться к процессу узнавания Кармапы как к смене статуи Будды на более понравившуюся. Относительно Кармапы все должно быть предельно ясно. Я думаю, что поведение, которое привело к опознанию мальчика в Цурпху, совсем не было ясным. Все было сделано так скрытно и так быстро, что мы потеряли доверие.

Я не только думаю, но и надеюсь, что Кармапа отчетливо проявит себя. Так же, как это произошло с Буддой и Первым Кармапой. Никто не назначал Кармапой первого Кармапу. Флаги протеста, которые держали тибетцы, напавшие на KIBI после церемонии, также имеют отношение к Далай-ламе.

Сейчас, после представления настоящего Кармапы, думаете ли вы, что Далай-лама прореагирует на это каким-нибудь образом? Несколько дней назад представители его офиса заявили, что у Далай-ламы больше нет времени заниматься опознанием тулку (сознательно перерождающихся существ).

Эти люди нанесли Далай-ламе много вреда. Некоторое время назад он лично сказал, что может быть несколько Кармап, так как Далай-лама всегда прилагает много усилий, чтобы все были счастливы. Нападающие принизили авторитет его слов.

Поскольку Далай-ламу использует много людей, он не хочет ничего решать. Может быть, он верит всем и ничего внимательно не проверяет, а может быть, есть политическая подоплека – я не знаю точно. Но, с моей точки зрения, в самом начале была допущена ошибка, были допущены просчеты, потерян контроль, поэтому необходимо было идти по этому пути.

Внимательнее посмотрев на эту ситуацию, можно сказать, что причина страданий тибетцев происходит из этого. Ошибки были допущены не сейчас, а несколько веков назад, что привело к потере страны. Многие на Западе уверены в мудрости всех тибетцев, поэтому потеря Тибета всех удивляет. Но если посмотреть объективно, можно обнаружить ошибки, которые не только  привели к потере Тибета, но и приведут к потере свободы Тибета в будущем.

Если мы, тибетцы, будем продолжать поступать подобным образом, то мы никогда не добьемся независимости своей страны. Мы потеряем также нашу культуру и наши религиозные качества, все исчезнет… И в конце концов победит Китай.

Это не только мое мнение, это можно увидеть во всем, что происходило, когда люди смешивали религию и политику и оказались вовлечены в борьбу с Китаем. Проблема не в коммунистической системе Китая, а в основной проблеме тибетско-китайских отношений. Если посмотреть внимательно, то легко можно это понять.

Будущее очень опасно, так как мы потеряли почти все. У нас почти нет квалифицированных лам, и все они пытаются скрыться, подобно котам, которые закапывают свои экскременты в чистую землю, но когда вы наступаете на нее, то все же пачкаетесь – таковы и мы, тибетцы. Каждый старается выглядеть лучше, но они все больше и больше запутываются в политике и вредят сами себе больше и больше. Некоторые врут, как политики, в своих речах. Все больше людей теряет доверие к ним, а те продолжают скрывать свои ошибки, так как открыв их, в противном случае потеряют положение. Таким способом они теряют свои качества. Может быть, не  способность изучать тексты и тому подобные свойства, но понимание практики. Раньше говорили о «золотых четках линии Кагью», сегодня они почти исчезли. Китайская идея окончательно победила – без всякой борьбы. Люди все больше теряют доверие и все дальше отходят от Дхармы, поэтому китайцы побеждают, а Тибет проигрывает. Если так будет продолжаться и дальше – Тибету осталось всего несколько лет жизни.

Видите ли вы реальную угрозу для линии Кагью – что-то действительно уже потеряно?

Да, я так думаю, но потеряно еще не все. Еще осталось несколько способных людей. Но опасность кроется  в том, что когда мы теряем чистоту мыслей и действий, тогда доверие и самайя перестают работать. В Ваджраяне мы говорим о «чистом взгляде» и «обычном взгляде». На обычном уровне дерево, из которого сделан этот стул, не представляет ничего особенного. Когда вы все больше и больше развиваете чистый взгляд, то оно может превратиться в аспект мудрости. Вот почему мы делаем соответствующие практики. Но если мы совершаем их с обычным взглядом, качества постепенно исчезают. Сейчас важным является вопрос безопасности Кармапы и Шамарпы, так как, если с ними что-нибудь произойдет – линия исчезнет.

Да, я думаю, что если  сущность линии исчезнет – останется существовать только пустая форма;  вид веры, подобно христианству. Каждый будет чувствовать, что там что-то есть, но сущность будет утеряна.

Шестнадцатый Кармапа что-то подобное говорил Гендюну Ринпоче. Он сказал: «Ты должен поехать в Европу и открыть Дхарму». Гендюн Ринпоче спросил Кармапу о том, что будет в Тибете и Азии, и Кармапа сказал: «Там будет продолжать существовать только внешняя форма Дхармы, и в будущем будет очень трудно сохранить сущность». Он не сказал, что все полностью исчезнет, но предупредил – все будет не так, как раньше.

Было бы безопаснее Кармапе жить в Европе?

Есть две хорошие причины в пользу Европы: безопасность Кармапы и самайя, которые в Европе лучше. В большинстве европейских стран, за исключением Англии, было нарушено не много самайя. Здесь и там, несколькими людьми, но не большинством. Здесь, в Азии, с обеих сторон много нарушений. Все приобрело политический оттенок. Мы видели после церемонии, как две фракции Кагью боролись друг с другом, что является неподходящим для буддистов. То же самое происходит и в Тибете, и по всей Азии. В Америке основные места также повреждены. В Европе, по крайней мере к настоящему моменту, нарушено меньше самайя.

Были ли другие ринпоче Кагью приглашены на церемонию 17 марта? Знали ли они о ней?

Они знали, но мы не приглашали их, так как это поставило бы их в трудное положение. И если бы пришли неправильные люди, это могло бы нанести большой ущерб.

Мы просто позволили всему идти своим курсом; люди с хорошей связью пришли, другие могут прийти позже. Некоторые ринпоче пришли тайно перед церемонией, потому что все они сейчас боятся. Они должны жить с людьми, подобными тем, которые вчера бросали камни.

Многие из них также имеют учеников в Тибете. Представьте, что Германия была бы коммунистической страной, как Китай, и вы бы захотели основать Дхарма-центр – тогда бы вам пришлось всегда смотреть за тем, чтобы вы и ваши друзья не сделали ошибки и не попали в неприятности.

Вначале каждый из ринпоче, вероятно, имел чистый ум и пытался создать гармонию наилучшим способом. Сейчас такой возможности уже нет, так как слишком многое приведено в движение и дела становятся все хуже. Некоторые, возможно, пошли параллельно, потому что они хотели помогать людям. Кто-то имеет определенную позицию, а на других давят люди, и они должны действовать так же негативно, как и другие. Кто-то вынужден врать, нравится ему это или нет.

Выглядит так, что секретный китайский план заключается не в открытом подавлении тибетцев, а в создании религиозной и межплеменной вражды. Путь назад должен быть очень тяжел для тех ринпоче?

Да, они должны продолжать. Для них существует только одна возможность: передать все и уйти в горы. Тогда они стали бы свободными. Но, с другой стороны, –  если кто-то живет в монастыре и имеет возможность заниматься со своими учениками или у него есть друзья в Тибете – он должен продолжать поступать таким образом. Я думаю, у них нет другого выбора.

Некоторые из тех ринпоче приедут в Европу этим летом, и многие из нас имеют с ними сильную связь. Как мы должны вести себя по отношению к ним?

Существуют два пути: можно оставаться на расстоянии, и таким образом вы не нарушите самайя. Раньше мы верили в них, а они в людей. Чтобы сохранять правильный взгляд, лучше соблюдать дистанцию. Как я уже сказал – они не свободны. Для того чтобы стать свободными, они должны покинуть свои монастыри.

Другая возможность сработает, только если у вас есть много преданности и сильный характер, тогда вы можете быть вовлечены.

В традиции Кагью говорят: «Когда лама говорит, что огонь – это вода, а вода – огонь, то мы соглашаемся». Конечно, огонь не может быть водой, но мы принимаем все, что говорит лама, не обсуждая его решения. Если мы не в состоянии поступать подобным образом, лучше соблюдать дистанцию, до того как неправильные мысли возникнут в уме. Если есть дистанция, то вреда меньше. Но если вы очень сильны, то вы можете видеть все, что делают те ринпоче, на чистом уровне.

Это касается и меня: я прилагаю усилия, чтобы сохранить и поддерживать чистое видение в отношении Ситу Ринпоче. С одной стороны, я вижу, что он хочет власти и влияния и он стал отчасти мирским, а с другой стороны, я думаю, у него все еще остался ум Бодхисаттвы. Иногда даже у Бодхисаттвы могут возникать временные затемнения. Но в следующей жизни, я надеюсь, ситуация может снова улучшиться.

Нет нужды стрелять друг в друга. Но в данный момент лучше избегать друг друга и не контактировать. Я думаю, вначале Ситу Ринпоче был на правильном пути, но затем окружил себя неправильной структурой, от которой он уже не может избавиться. Чтобы освободиться, он должен отдать все и уйти в горы, подобно Миларепе. Но это также опасно, так как в наше время китайцы разыскали бы его и покончили бы с ним. Когда Панчен Ринпоче начал по-настоящему помогать Тибету, он быстро умер.* Ситу Ринпоче находится в том положении, когда он не может просто так уйти в горы, поскольку вовлечен в организации подобного типа.

Другие ринпоче не так сильно зависимы и надеются сделать что-нибудь для Тибета. Существует старая поговорка, в которой говорится, что Тибет всегда разрушает себя надеждами, а Китай недоверием. В Китае все не доверяют друг другу и становятся врагами. В Тибете все всегда преисполнены надеждой и в конце концов все теряют.

Была ли для Китая действенной тактика позволить тибетцам вернуться на родину, чтобы получить возможность контролировать их там?

Да, я слышал, что в Дхарамсале (месте нахождения тибетского правительства в изгнании) узнали, что у Китая существует очень секретный план – они хотят разрушить Тибет не посредством войны, а посредством религиозных и межплеменных распрей. В Тибете живет множество народностей с различным укладом жизни, менталитетом и с различной культурой. Например, некоторые говорят о Кхаме (Восточный Тибет) и Бё (Центральный Тибет) как о двух различных странах, как, например, Германия и Франция. В Кхаме и Центральном Тибете живут разные люди. Их легко их довести до такого состояния, когда они начнут уничтожать друг друга.

Кажется, что секретный план китайцев заключается не в открытом подавлении тибетцев, а в натравливании народов друг на друга и расколе религии. Это очень действенная тактика для разрушения Тибета. В Дхарамсале изучали этот план, мне рассказали о нем в Швейцарии. Они получили предупреждение о том, что все должны быть наготове, но они точно не знают, что нужно делать. С одной стороны, многие тибетцы очень сообразительны, но в то же время очень глупы. Они хотят независимости Тибета и в то же время поддерживают силы, препятствующие им. Вот почему ситуация вокруг Кармапы так непроста.

Я думаю, что Кармапа не должен быть вовлечен в тибетские дела, и поэтому у него будет больше времени, чтобы проявлять свою настоящую активность. Положение Кармапы в Тибете не важно. Важна его способность сохранить качество линии Кагью. Имея высокое положение в Тибете, он был бы вовлечен во множество вещей и не смог бы отказаться от них. Возможно, все это искусный метод Кармапы – мы поймем это через двадцать лет.

Недавно появилась информация, что интронизация произойдет в Румтеке в конце этого года. Насколько это правдиво?

Пока не известно. Многие ламы, не Кагью, в основном Ньингма и Сакья, говорят, что Кармапа не должен сейчас возвращаться в Румтек, так как он наполнен нарушенными самайя. Находиться там не будет полезно для активности Кармапы. Загрязнение самайя намного хуже, чем ядерное заражение, так как наносит вред не только физическому, но и уму. Вот почему ламы говорят, что он по крайней мере не должен ехать туда прямо сейчас, но нужно делать много очистительных пудж. Обычные люди думают, что Кармапа должен немедленно отправляться в Румтек, но мудрые люди рекомендуют не делать этого.

 

         * Десятый Панчен-лама, второй после Далай-ламы в духовной иерархии Тибета, стал заложником в политических играх Китая почти с момента своего рождения и находился под контролем Пекина до самой смерти в возрасте 51 года. Незадолго до смерти в публичной речи он обвинил Китай в уничтожении Тибета.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Наиболее важная способность – быть поистине бдительным в отношении гордости, тогда у нас автоматически будет правильное видение»

Кармапа ХVII Тринле Тхае Дордже

Новости центров