Лопён Цечу Ринпоче (1917–2003) был учителем королевской семьи Бутана. В 1968 году он стал первым учителем Оле и Ханны Нидал
 
 

Главные события

12.12.2017 - 12.12.2017

Лама Оле Нидал будет проводить медитационные курсы и лекции в обоих полушариях. ...

14.12.2017 - 20.12.2017

Он традиционно состоится в Бодхгае (город в Индии, где Будда Шакьямуни достиг ...

13.01.2018 - 31.01.2018

В целом традиционный паломнический тур по стране продлится один месяц. География тура ...

 

Ближайшие события

 
 
Главная  → О нас  → Новости  → В Государственном музее искусства народов Востока прошел круглый стол на тему «Буддийское искусство в прошлом и настоящем»

В Государственном музее искусства народов Востока прошел круглый стол на тему «Буддийское искусство в прошлом и настоящем»

14.04.2013

О том, что нужно для того, чтобы буддийское искусство не исчезло,  рассказали хранители и создатели буддийских артефактов  современной России. Тема сохранения наследия буддийского искусства объединила ученых, деятелей искусства, культуры и представителей власти. Организаторами данной встречи выступили Российская Ассоциация Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью, Международная общественная организация «Культурное наследие Гималаев» и Государственный музей искусства народов Востока.  Председательствовал на круглом столе профессор, доктор искусствоведения, заместитель директора по науке Государственного музея искусства народов Востока Т.К. Мкртычев. Он и открыл встречу докладом, посвященным  ранним страницам в истории буддийского искусства.  Следующее сообщение на тему «Религиозное искусство и общество: путь навстречу»  сделал президент Российской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью Александр Койбагаров. Куратор  выставки «Сокровища Гималаев» Светлана Беляева рассказала о буддийских статуях и тханках как объекте медитации.  Залина Тогузава, мастер современной тханкописи, поделилась своими впечатлениями о том, как сегодня развиваются традиции тибетской тханкописи в России. Анна Шиманская, аспирантка Института Востока, прочитала доклад «Проблема экспонирования предметов буддийского искусства». Директор буддийского издательства Михаил Кочергин познакомил присутствующих с деятельностью издательства. Вера Дронова, координатор научных мероприятий Российской Ассоциации Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью, рассказала о научных конференциях «Буддизм Ваджраяны в России», о сборниках, которые издаются по их итогам, о круглых столах «Буддийское искусство в прошлом и настоящем», которые организует Ассоциация в рамках выставки «Сокровища Гималаев» и о серии брошюр, которые выпускаются по их итогам.

От научного сообщества в работе круглого стола приняли участие такие известные и уважаемые ученые, как доктор ист. наук, профессор Н.Л. Жуковская (ИЭА РАН); профессор МГУ, доктор филол. наук, главный науч. сотр. В.В. Вертоградова (ИВ РАН и МГУ); канд. ист. наук Н.В. Александрова (ИВ РАН); канд. ист. наук В.М. Яковлев (ИВ РАН); Д.И. Жутаев (ИВ РАН); Н.Г. Альфонсо (ГМВ); канд. ист. наук Е.В. Леонтьева (Институт стран Востока), первый зам. директора Музея Востока Т.Х. Метакса и многие другие. Все представители научной элиты приняли активное участие в обсуждении вопросов, стоящих перед художниками, искусствоведами, этнографами и исследователями буддийского искусства, по организации условий сохранения и развития традиций создания произведений буддийского искусства.


В ходе обсуждений отмечалось, что буддизм, как одна из ведущих мировых религий, уже не одно столетие развивается на территории России. За это время мировоззрение, этика и философия буддизма глубоко интегрировались  в российскую культуру, чему немало способствовали и  входившие в состав Российской империи буддийские регионы, и  соседство с буддийской культурой. В  XIX – начале ХХ века в научном сообществе России возникла и сформировалась одна из известнейших в мире востоковедческих школ. В последние два десятилетия в нашей стране возродились практически все ведущие буддийские школы. Вместе с практикой буддизма сегодня  возвращается и буддийское искусство, возрождаются школы тханкописи и ступостроения, восстанавливаются памятники.

Отдельной темой  на круглом столе прозвучала задача сохранения культурного наследия Гималайского региона. По мнению  директора  издательства «Ориенталия», Михаила Кочергина,  перед современными  искусствоведами, буддологами и сотрудниками музеев  стоят сейчас две важнейшие задачи. В первую очередь это сохранение предметов буддийского искусства, изготовленных в прошлом, а во-вторых, сохранение традиции их создания для будущего.

«И первое, и второе хотелось бы реализовывать в жизнь профессионально, потому как древнее учение Будды требует к себе почтительного отношения. Без передачи  мастерства и канонов на Запад и в Россию этот уникальный вид искусства, по всей видимости, просто исчезнет, он нуждается в нашей поддержке», – подчеркнул он.

Желание объединить свои усилия в сохранении уникальных культурных традиций Центральной Азии и России  выразили все присутствующие. Организаторы выставочного проекта «Сокровища Гималаев»,  в рамках которого проходило данное мероприятие, поддержали это намерение. Они планируют проводить круглые столы, посвященные сохранению буддийского искусства,  в каждом городе, где будет экспонироваться путешествующая выставка «Сокровища Гималаев». В прошлом году в Санкт-Петербурге уже прошла похожая встреча с петербургскими учеными и искусствоведами. Все участники нынешнего круглого стола смогли ознакомиться с брошюрой, выпущенной по ее итогам.

 

Поделиться:

 
Подписаться:
«Буддизм сегодня»
RSS
 
 
 

«Любая независимость – счастье, в любой зависимости от других скрывается страдание»

Патрул Ринпоче, XIX век

Новости центров